af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Ил-18

     Сегодня исполнилось полвека с того дня, как в небо первый раз поднялся легендарный Ил-18. 4 июля 1957 года под управлением экипажа В.К. Коккинаки совершил первый полет экспериментальный экземпляр Ил-18. Меньше чем через два года, 20 апреля 1959 г. 'Аэрофлот' ввел Ил-18 в эксплуатацию на маршрутах Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата.

     Знатоки авиации могут возразить – первая версия Ил-18 вылетела на 11 лет раньше – 17 августа 1946 года. Но много ли общего у той, самой первой, экспериментальной модели с поршневыми двигателями АН-73, и легендарным дальнемагистральным Ил-18, который соединил города Сибири и Дальнего Востока с Европейской частью СССР сравнительно короткими по продолжительности рейсами?

     Ил-18 долгое время был флагманом «Аэрофлота», самым массовым его лайнером. Универсальность этой машины позволяла эффективно использовать Ил-18 как на коротких рейсах вроде Москва-Ленинград и Хабаровск-Южно-Сахалинск, так и на трансконтинентальных маршрутах Ленинград-Омск-Красноярск-Якутск-Магадан-Петропавловск и Петропавловск-Хабаровск-Красноярск-Актюбинск-Сочи-Симферополь. Благодаря нему Чукотка получила беспосадочную связь с «большой землей». Самолеты этого типа совершали и рейсы из Москвы в Антарктиду, на ледовый аэродром станции «Мирный».


Ил-18 в "Мирном".

     В.В Ершов пишет в своей книге: «Крепкий и добротный, Ил-18 был красив. Казалось, какая красота в прямом крыле, в высоком перпендикулярном киле, в этих пропеллерах… Но прозвище он получил сразу и навсегда: “лайнер”. Иначе его и не звали…»

     Ил-18 был очень надежной, легкой в управлении машиной. Он прощал многие ошибки пилотирующему экипажу. Этот самолет любили пассажиры – в отличие от снискавшего недобрую славу Ту-104. Но почти весь огромный парк этих машин, еще имевших достаточный ресурс и экономические предпосылки для дальнейшей эксплуатации, был пущен под нож в конце 70-х годов, когда на крыло вставал турбореактивный Ту-154 – новый флагман советского «Аэрофлота».

     Сейчас на крыле осталось всего пара десятков этих машин. Катастрофа, произошедшая под Калязином в ноябре 2001 года поставила крест на эксплуатации последних Ил-18 – пассажирские перевозки на них в России были запрещены. Последние пассажирские Ил-18 летали на Украине, во «Львовских авиалиниях», но после банкротства этой авиакомпании и они оказались на приколе.

     Ил-18 еще несут службу в военно-транспортной авиации, одна такая машина есть в президентском авиаотряде. Но их полувековая история, как это не горько, подходит к завершению...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments