af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Варандей

     Ровно год назад, около небольшого поселка Варандей, что на берегу Ледовитого океана, разбился самолет Ан-24РВ RA-46489 авиакомпании «Региональные авиалинии», выполнявший чартерный рейс Уфа-Пермь-Усинск-Варандей. Погибло 28 человек.

     Это довольно странный случай. При заходе на посадку самолет потерял скорость, свалился на крыло и столкнулся с землей, не долетев до полосы совсем немного. В официальном заключении комиссии МАК сказано, что причиной катастрофы явилось столкновение самолета с землей на заключительном этапе захода на посадку из-за выхода его на закритические углы атаки и режим сваливания (нерасчетный режим полета) на малой высоте. Торможение самолета до скорости сваливания произошло из-за его вывода, в результате управляющих действий командира воздушного судна, на режим полета со скольжением и сохранения этого режима в течении длительного времени (более 20 секунд) при недостаточном режиме работы двигателей и отсутствии контроля со стороны экипажа за скоростью полета. Но заключение это было подписано с тремя «особыми мнениями» - не все члены комиссии считали, что здесь вина только экипажа.

     Если поискать в архивах, окажется это не первая подобная катастрофа. 29 декабря 1983 г. при заходе в аэропорт села Лешуконское Архангельской области разбился Ан-24РВ СССР-46617. Погибло 44 человека из 49 находившихся на борту.

     Экипаж тогда принял недостроенную полосу за рабочую, и уклонился влево от глиссады. Обнаружив ошибку, командир не стал уходить на второй круг (хотя в данной ситуации это единственно правильное решение) и ввел самолет в крен со скольжением, стремясь вернуться на глиссаду. В итоге была потеряна скорость, и вывести самолет из этого режима оказалось невозможным. С креном около 90 градусов самолет столкнулся с землей в 230 м. от порога ВПП.

     После той катастрофы возникло много вопросов. Ведь если бы самолет удалось вывести из скольжения, катастрофы можно было бы избежать. Были проведены опытные полеты, выработаны определенные рекомендации. Но по каким-то причинам ничего из этого не было реализовано, в РЛЭ Ан-24РВ изменения не вносились. Все свалили на экипаж, хотя проблема управляемости АН-24 в таких режимах была очевидна.

     Летчиков гражданской авиации учат не просто летать, а летать без происшествий. Но и от самолета здесь многое зависит. Если в каком-то из полетных режимов имеются проблемы с управляемостью, это надо устранять, или хотя бы описывать в РЛЭ данного типа ВС. Обычно так и происходит. Но тогда - в Лешуконском, да и сейчас - в Варандее, предпочли все полностью свалить на экипаж...

     И вот теперь, через 20 с лишним лет после лешуконского случая, еще одна катастрофа…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments