af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Учкудук

     Самой страшной по своим последствиям авиакатастрофой на территории бывшего СССР является случай, произошедший в 23.45 10 июля 1985 года в Узбекистане, недалеко от маленького поселка Учкудук. По причинам, которые так до конца и не установлены, с высоты 11600 м. упал Ту-154Б-2 №85311, выполнявший рейс Ташкент-Карши-Оренбург-Ленинград. Погибло 200 человек: 191 пассажир и 9 членов экипажа.

     На больших высотах летать не так просто. Воздух сильно разрежен и подъемная сила крыла невысока. Сильно сужаются границы допустимых углов атаки. Например для Ту-154 превышение угла атаки всего на несколько градусов на эшелоне 11600 м. и при скорости 850 км/час, может привести к сваливанию. Более того - чем меньше скорость, тем больший должен быть угол атаки. На определенной минимальной скорости (что-то около 300 км/час) полет Ту-154 на высоте 11600 м. невозможен - угол должен быть такой, что самолет свалится в плоский штопор...

     Официальная версия - ошибка экипажа, который при выключенном АУАСП допустил полет на эшелоне на минимальной скорости. Самолет набирал высоту на скоростях значительно меньше рекомендованных (по расшифровке МСРП-64) и достиг эшелона 11600 м на скорости ~ 400 км/ч, на границе срабатывания АУАСП. Бортинженер на эшелоне дважды убирал режим на малый газ (который восстанавливал КВС), очевидно приняв начало тряски за помпаж. На показания АУАСП экипаж не реагировал (он был выключен) и, вместо отдачи штурвала "от себя" для ухода с режима тряски, продолжал выдерживать высоту эшелона. В результате самолет потерял в горизонтальном полете 110 км/ч скорости и на Vпр.=290 км/ч свалился в плоский штопор и разбился.

     Установить, почему опытный экипаж допустил столько грубейших ошибок техники пилотирования, не удалось. Ведь летели они со скоростью вдвое меньшей, чем обычная для этого эшелона. А свалились при втрое меньшей.

     Существует версия, что экипаж попросту спал, но она опровергается хотя бы активными действиями над РУДами. Возможно, два из трех датчиков воздушной скорости были забиты льдом и выдавали неправильные данные (но должна была сработать соотвествующая сигнализация). Есть и экзотическая версия повреждения электронных блоков АУАСП жидкостью из переднего туалета (блок электроники находится как раз под ним, а поддоны стали ставить как раз после учкудукской катастрофы).

     Плоский штопор страшен тем, что вывести самолет с таким расположением двигателей из него практически невозможно. Самолет падает почти плашмя, вращаясь вокруг вертикальной оси - как опавший лист. Дело усугубляется тем что останавливаются двигатели, или что хуже - начинается их помпаж.

     Говорят, в обломках самолета находили немало останков с совершенно седыми волосами. Самолет падал несколько минут. И многим на борту в эти минуты стало ясно - спастись не суждено никому...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments