af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Мещерская магистраль

 
За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскаки-вал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.



     Еще 10-15 лет назад сравнительно недалеко от Москвы действовала удивительная железная дорога - Мещерская магистраль, последняя крупная узкоколейка, принадлежавшая МПС.
     История линии началась в 1893 г, когда для для вывозки леса московским обществом подъездных путей была сооружена временная Ока-Пенкинская линия от берега Оки напротив Рязани до Ласково и далее на восток в район нынешнего Пенкинского кордона. Через несколько лет общество получило дозволение начать строительство линии Рязань-Тума, которая в 1901 г. дошла до Владимира, пересекая всю Мещеру с юга на север.
     Долгое время рязано-владимирская линия была единственным транспортом в глухих лесных районах. Эта дорога была воспета Паустовским во многих своих произведениях, стала настоящим символом рязанской Мещеры. После войны были планы перешить линию на широкую колею, но это было сделано только на участке Тумская-Владимир. Самая старая южная часть осталась узкоколейной.
     Развитие автотранспорта, сооружение постоянного моста через Оку и асфальтовой дороги Рязань-Клепики-Касимов, нанесли Мещерской магистрали удар, от которого она не смогла уже оправиться. Сначала был отменен пассажирский поезд, а затем линия стала укорачиваться с юга - до Варских, затем до Солотчи. После 1995 г. от Тумы была отрезана и Солотча - с перегона украли рельсы. К 1999 г. все было кончено - рельсы сняты почти на всем протяжении дороги. Остался лишь участок Тумская-Гуреевский и ветка от Гуреевского до Головановой Дачи, так и не имеющей нормальной дороги на "большую землю". Последние годы поезд Тумская - Голованова дача ходит всего два раза в неделю, по понедельникам и пятницам...

     В прошедшие выходные мы совершили небольшую прогулку по насыпям и станциям Мещерской магистрали:


Здесь была станция Криуша. Старый тополь помнит всю историю дороги.


Рельсы в асфальте в районе развязки у с.Шумашь.


Шпалы на участке Ласково-Криуша.


Станция Варские.


Насыпь в окских лугах. Перегон Шумашь-Варские.


Путепровод шоссе Рязань-Касимов в Шумаши. Обратите внимание на высоту пролета - при строительстве автодороги в 1970-х годах уже не планировалась перешивка УЖД на широкую колею, и запаса по высоте не сделали!


Шумашь. Балластный карьер.


Шумашь. Станционные здания.


На этой площадке была станция Шумашь, ставшая с 1970-х годов начальной точкой Мещерской магистрали.


Развалины депо в Шумаши.


Солотча. Линия в поселке.


Солотча. Линия около монастыря.


Солотча. Бывший вокзал узкоколейки. Еще недавно на нем была вывеска с названием станции - Солодча (да, да, именно так - Солодча)...


Здесь была станция Солодча.


Начало перегона Солодча-Варские.


Станция Ласково.


Лесопилка в Ласково.


Начало перегона Ласково-Криуша.


Между Ласково и Криушей, в глухих лесах, линия выглядит разобранной совсем недавно...


Остатки моста через Келецкую канаву.


На пути к Криуше.


Криуша. Линия в поселке.


Криуша - типичный мещерский поселок.


Криуша. Гуси.


Рельсы на территории площадки завода в Криуше остались от главного пути магистрали. Он проходил вдоль забора, а сейчас оказался на заводской территории и сохранился от уничтожения. Длина действующего перегона Тумская-Гуреевский - 6 км, длина этого участка - несколько десятков метров. Это все, что осталось от Мещерской магистрали.


Станция Криуша.


Вокзал в Криуше. Ныне - жилой дом, в котором обитают бывшие железнодорожники из выселенной соседней Кобылинки.


Северная горловина ст.Криуша.


Криуша. Гараж на окраине поселка.


Перегон Криуша-Кобылинка превращен в грунтовую дорогу.


Все мосты были сожжены после разборки линии, но кое-где потом соорудили временные - для езды на мотоциклах на охоту и рыбалку.


Кобылинка. Здесь была станция, вокзал и домик путейцев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments