af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Борт СССР-86513

     За всю историю авиакатастроф известно не так много случаев, когда экипаж воздушного судна попадал в тупиковую ситуацию, не имеющую явных выходов. Современные пассажирские лайнеры проектируются с учетом почти всех мыслимых и немыслимых случайностей. Любой самолет (кроме, разумеется, одномоторных) способен продолжить взлет даже при отказе одного из двигателей еще на этапе разбега - таковы сертификационные требования. Известны случаи, когда большой самолет успешно приземлялся на аэродром после выключения всех двигателей в полете на эшелоне (8-12 км.), пролетев в управляемом планировании 100-200 км.

     Темной летней ночью 6 июля 1982 года с полосы международного аэропорта Шереметьево взлетел Ил-62, бортовой номер 86513, выполнявший рейс 411 Москва – Дакар (Сенегал) – Фритаун (Сьерра-Леоне). Сразу после взлета на пульте бортинженера сработала сигнализация пожара двигателя. Согласно инструкции, двигатель был выключен и задействована система пожаротушения. Сама по себе такая ситуация не опасна, особенно на четырехдвигательном самолете. В таких случаях обычно возвращаются в аэропорт вылета, слив или выработав лишнее топливо (если максимальный посадочный вес был превышен).
     Но в этом случае все сложилось иначе. Через несколько секунд после сигнала о пожаре первого двигателя возник сигнал о пожаре соседнего с ним. Возникла та самая редчайшая ситуация, где все варианты действий практически не имеют шансов на успех. Высота была еще слишком мала, а лайнер загружен полным запасом топлива на перелет в Африку. Выключать второй двигатель нельзя – оставшейся тяги на столь низкой высоте не хватит для выполнения маневра разворота для возвращения на полосу. Но выключить второй двигатель требует инструкиция – при пожаре возможно разрушение двигателя и повреждение оставшихся исправных двигателей и гидросистем. Командир принял решение выключить второй двигатель и тянуть до Шереметьево.

     Высоты не хватило. Через четыре минуты после взлета, во время выполнения третьего разворота, самолет столкнулся с землей около поселка Менделеево Солнечногорского района Московской области. Траектория падения была достаточно пологой. Сначала самолет прогладил верхушки высоких деревьев, срезав их будто гигантским ножом. Фюзеляж, пропахав в мягкой земле борозду, разрушился на несколько частей, а двигатели вместе с консолями оторвались и улетели далеко вперед. Единственной крупной деталью был лежавший отдельно хвост.
     Первыми к месту падения прибежали жители поселка Менделеево – увидев зарево, они решили что загорелись их расположенные в том же направлении сараи. Но они могли лишь смотреть как в лесу догорают остатки самолета. В этой катастрофе никто не выжил. Все 80 пассажиров и 10 членов экипажа погибли, скорее всего еще в момент удара. Среди местных жителей долго ходили слухи о некоей негритянке, выброшенной в момент удара на деревья, сильно обгоревшей и умершей по дороге в больницу. Но никаких иных свидетельств об этом мне не найти не удалось.

     Комиссия, расследовавшая эту катастрофу, установила что все четыре двигателя погибшего лайнера не имели неполадок. Срабатывание пожарной сигнализации было вызвано попаданием горячего воздуха из треснувшего трубопровода на датчики температуры, которые и выдали ложный сигнал о пожаре.
     После этой катастрофы в руководства по летной эксплуатации были внесены изменения, позволяющие несколько минут не выключать второй двигатель в подобных обстоятельствах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments