af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Братская ГЭС

     Эта гидроэлектростанция некоторое время была крупнейшей в мире. Построенная в теснине ущелья Падунских порогов, поражающая воображение громада ее плотины поднимает уровень Ангары на 105 метров, образовав огромное водохранилище, протянувшееся почти на 400 км.
     Мы привыкли к волжским ГЭС, поднимающим уровень воды обычно на 15-20 м. Они впечатляют длиной, хитроумностью конструкций шлюзовых камер, архитектурой зданий. Но ГЭС в Сибири совсем иные. Гористая местность позволяет создавать высоконапорные плотины, делая водохранилища сравнительно небольшими по площади, но очень глубокими. Сооружения Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Зейской ГЭС поражают именно своей «огромностью». Если подойти к ней поближе, такая плотина нависает над вами всей своей миллионнотонной массой. Именно в таких местах особенно чувствуется мощь нашей технологической цивилизации.

     В сентябре 1954 года принято Постановление Совета Министров СССР о начале строительства Братской ГЭС на р.Ангара в створе ущелья Падунских порогов. Осенью того же года в Братск прибыли первые рабочие и техники, а 21 декабря 1954 года были начаты подготовительные работы по возведению станции. Сооружение объекта вело специально созданное управление «Нижнеангаргэсстрой», позднее переименованное в «Братскгэсстрой». Одновременно началось строительство города.
     В 1957г. начаты земляные работы и сооружения линий электропередач. К лету 1961 г. первая очередь плотины была закончена, затворы закрыты и 18 июля началось наполнение Братского моря. Образование водохранилища преобразовало все район верхнего течения Ангары. Все острова, на которых располагались старинные деревни и села, ушли под воды рукотворного моря. Переселение жителей на новые места сильно изменила весь уклад их жизни - эту людскую трагедию в своей повести «Прощание с Матерой» описал сибирский писатель Валентин Распутин – уроженец затопленного села Аталанка.
     3 марта 1965 года уложены последние метры постоянного железнодорожного пути по гребню плотины. 16 июня 1965 года по плотине Братской ГЭС прошли первые грузовой и пассажирский поезда, 28 июля было открыто автомобильное движение. В сентябре 1967 г. уровень Братского водохранилища достиг проектной отметки, и Государственная комиссия подписала акт принятия Братской ГЭС в промышленную эксплуатацию.


Вид плотины с правого берега Ангары. Представить масштаб поможет 14-этажная красная башня на другом берегу.


Вид с левого берега.


Внизу - собственно здание электростанции.


Вспомогательный корпус.


ЛЭП-500.


Левый берег и тень гигансткого сооружения.


Автомобильная дорога по плотине.


Затвор.


Кран для поднятия и опускания затворов.


Вид на Ангару со 100-метровой высоты.


Плотина со стороны водохранилища.


Грузовой поезд с электровозом 2ЭС5к "Ермак" следует на запад по плотине Братской ГЭС..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments