af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Северомуйский обход

     Обход Северомуйского тоннеля считается, пожалуй, красивейшим участком всего БАМа. Чтобы не превысить максимально допустимый уклон при подъеме на Ангараканский перевал, линия железной дороги вьется узлами по склонам гор, серпантином поднимаясь к перевальному седлу. Там где по дневной поверхности всего 22 км, поезд преодолевает почти 57, поднимаясь и спускаясь почти на полкилометра.

     На обходе можно увидеть несколько уникальных инженерных объектов. Самый знаменитый, несомненно, «Чертов мост» - высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом Итыкита, изогнутая и расположенная в подъеме. Говорят, при проследовании тяжелых поездов этот мост даже немного раскачивался.
     С обеих сторон перевала находятся петлевые тоннели – рельеф местности не позволил сделать изгиб серпантина на склоне, и этот поворот выполнен внутри горы. Особенно интересен западный (1-й) тоннель – поезд въезжает в портал, а через некоторое время показывается из другого портала над или под первым, совершив оборот на 180 градусов. Когда по обходу проходили грузовые поезда, порожние составы могли быть довольно длинными. В этом случае локомотив появлялся из тоннеля довольно скоро после того, как в нем скрывался последний вагон.

     К сожалению, пассажиры скорых и пассажирских поездов почти не видят этой красоты – они проезжают по тоннелю, причем глубокой ночью. Лишь рабочие поезда Таксимо – Новый Уоян, перевозящие в основном работников железной дороги, два раза в сутки в каждую сторону следуют по обходу, встречаясь на разъезде Перевал.

     При проектировании бурятского участка БАМа стало ясно, что Северомуйский тоннель не может быть сооружен быстро. По этому для пропуска строительных грузов в кратчайшие сроки, с августа 1982 по март 1983 г, был сооружен временный обход – линия Ангаракан – Казанкан протяженностью 24,6 км. Его проект был составлен по сильно облегченным нормам (уклон до 40 метров на километр расстояния), в результате чего средняя длина грузового поезда была всего несколько вагонов – больший вес никакой тепловоз не мог поднять по такой крутизне.
     Строительство Северомуйского тоннеля, ведущееся в сложнейших геологических условиях, сильно затягивалось. В ноябре 1985 года начато сооружение современного обхода – длина 54,3 км, уклон до 18 м/км., завершенное к 1989 г. Тогда же старый обход был разобран, и сейчас лишь насыпь и бетонные мосты указывают его трассу.
     В наши дни, несмотря на успешное окончание четвертьвекового строительства Северомуйского тоннеля, высокогорный обход пока оставлен в работе – большая сейсмичность района еще может принести неожиданный сюрприз.

     Несмотря на красоты окружающей местности и искусственных сооружений, в этот район приезжает совсем немного туристов. Чтобы наиболее полно осмотреть Северомуйский обход с поезда, надо ночевать в Новом Уояне (гостиниц и турбаз нет, только вокзал), а потом на утреннем рабочем поезде ехать в Таксимо. Обратный вариант не предусматривает ночевки на вокзале, но менее предпочтителен из-за маленьких стоянок на разъездах.
     Но лучше всего приехать сюда летом с палаткой, высадится на разъезде Перевал, и не спеша пойти по линии пешком в ту или другую сторону – в Казанкан или Ангаракан, где останавливаются поезда дальнего следования. Это позволит вдоволь насладиться красотой горных вершин и удивиться человеческому гению, проложившему железную дорогу в труднейших условиях горных долин…



На разъезде Осыпной.


Рабочий поезд №5610 Новый Уоян - Таксимо на разъезде Перевал.


Разъезд Перевал.


Разъезд Ангаракан - здесь начинается обход.


Вид на Ангараканский перевал с запада.


Путейская будка.


Линия обхода ответвляется в сторону от главного хода на 4 км. от Ангаракана, и начинает набор высоты, пересекая главнй ход еще до того, как тот скроется в тоннеле.


Долина Ангаракана.


Разъезд Осыпной.


Реки еще не успели замерзнуть.


В состав рабочих поездов обязательно входит платформа. По мере надобности, путейцы и связисты грузят на нее свой инвентарь и материалы для доставки на линию.


Петлевой тоннель №1 (западный). На снимке видны оба его портала.


Линия БАМ в долине Ангаракана.


Общий вид обхода на западной стороне перевала. Линия уходит вверх по Ангаракану (там разъезд Осыпной), возвращается обратно, проходит "Чертов мост" (справа за кадром) и поднимается к петлевому тоннелю (портал слева за кадром). Снимок сделан сразу после выезда из петлевого тоннеля.


"Чертов мост" - виадук в кривой с подъемом.


Высадка рабочих около перевала.


Разъезд Перевал расположен на седловине, недалеко от высшей точки перевала.


Станционное здание.


Рабочий поезд №5610 на разъезде Перевал.


Каменные россыпи около высшей точки линии.


На таких высотах ландшафт становится субальпийским.


Разъезд Горячий Ключ. Как разительно он отличается от одноименной станции участка Краснодар-Туапсе!


Поселок Северомуйск и долина Муякана.


Путепровод старого обхода.


Здесь сходятся линии с тоннеля и перевала.


Путепровод около поселка.


Путепровод над восточным порталом тоннеля.


Разъезд Казанкан - конечная точка обхода.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments