af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Крушение на станции Ельниково

     В 21.12 минут 22 декабря 1990 года на станции Ельниково участка Курск-Белгород Южной (ныне - Юго-Восточной) железной дороги произошло крушение двух пассажирских поездов.

     За день до этого электромеханик СЦБ был вызван на ст.Ельниково для устранения неисправности - стрелка, ведущая с II главного на 4 приемо-отправочный путь показывала ложную занятость. Подвижного состава на ней не было, но на табло дежурного горели красные лампочки и стрелку невозможно было перевести. Электромеханик отнесся к своим обязанностям халатно, не установил причину ложной занятости, которая заключалась в обрыве одного рельсового соединителя (провод, приваренный к рельсам для лучшего электрического контакта) и плохом контакте еще одного.
     Чтобы устранить ложную занятость он установил перемычку "крокодил" на контакты путевого реле, обеспечив тем самым его подпитку. Это привело к тому, что стрелка стала показывать ложную свободность. Не проверив правильность работы сигнализации при проходе поезда, электромеханик убыл со станции.

     К станции с юга приближались два поезда - грузовой и скорый №22 Кисловодск-Ленинград. Грузовой поезд задерживал скорый, и диспетчер решил устроить обгон поездов. Для этого он дал команду дежурному по ст.Ельниково принять грузовой поезд на 4 путь, а скорый пропустить по II главному без остановки.
     Дежурный задал на пульте маршрут приема грузового поезда, а затем - предварительный маршрут на сквозной проход по II пути. Автоматика СЦБ устроена так, что после прибытия грузового поезда и размыкания первого маршрута, практически одним движением можно будет поставить стрелки и сигналы по второму, предварительно заданному маршруту.

     Грузовой поезд прибывал на 4 путь, и когда его последний вагон оказался на злополучной стрелке, всегда показывавшей свободность - на пульте разомкнулся маршрут приема, что позволило дежурному задать маршрут для поезда №22. Стрелка перевелась под базой последнего вагона, его передняя тележка пошла по боковому пути, а задняя - по прямому. Вагон оторвало от состава и он лег поперек главного пути. Этим вагоном была цистерна с 70 тоннами изопентановой фракции.

     На скорости 90 км/час в условиях плохой видимости локомотив поезда №22 столкнулся с лежащей на пути цистерной. Произошел мощный взрыв, отбросивший локомотив на 50 метров вперед и в сторону, где он попал в габарит главного пути встречного направления. А вагоны продолжали катиться по II пути - через коридор пламени. Пассажиры в панике пытались выбить толстые стекла, открыть двери. На месте катастрофы погибло 9 пассажиров и локомотивная бригада поезда №22.
     Навстречу, по I главному пути шел пассажирский поезд №237 Москва-Новороссийск. Он тоже попал в плямя, сгорело несколько вагонов, но обошлось без жертв.

     Катастрофа превратила тихую станцию в страшное зрелище искореженных вагонов, локомотивов, сбитых ригелей и путаницы контактных проводов. Удивительно, что в этом взрыве погибло так мало людей. Возможно, свою роль сыграло то, что крушение произошло вечером, когда большинство пассажиров еще не спали...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments