af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Игарка

     В 1927 году пароход «Тобол» вел вверх по Енисею караван лодок, груженых рыбой. К югу от устья Курейки Енисей на протяжении многих километров течет практически ровно с юга на север, и накладывающийся на течение северный ветер поднимает здесь особенно высокую и крутую волну. Большими волнами лодки сильно трепало, существовала угроза кораблекрушения. Капитан Очеретько принял решение укрыться за ближайшим мысом, который заслонил бы караван от ветра и волн. Зайдя за мыс, что напротив игарского зимовья, капитан увидел широкую протоку со спокойной водой, в которую раньше енисейские речники не заходили – просто не было в том надобности, а посадить судно в протоке на мель никому не хотелось.
     Заманчивым было ввести караван в эту протоку – там он оказался бы надежно защищен от любых ветров. «Тобол» был гидрографическим судном, обычно промеряющим судовой ход и переставляющим бакены и створы. Для капитана Очеретько промерить глубины в Игарской протоке не составляло особого труда.
     Опущенный с посланной лодки десятиметровый лот практически нигде не коснулся дна. Лишь на входе в протоку была обнаружена глубина 8 метров. Караван переждал в протоке непогоду и отправился дальше, а отчет капитана попал сначала в Енисейское речное пароходство, а затем – и в Москву. Игарская протока оказалась практически идеальным местом для сооружения большого порта, переваливающего лесные грузы с Ангары и Нижней Тунгуски на суда морского типа, которые по Енисею легко могли подняться до этого места. Уже через год на правом берегу Енисея закипела работа – сооружался порт, дома, лесные склады. Старое же игарское зимовье, стоявшее на противоположном левом берегу Енисея, было забыто, и в настоящее время это урочище обозначается даже не на всех картах.

     Вся история Игарки - ее рождение, расцвет и упадок, связаны с портом. Поначалу все шло хорошо – морские суда загружались в игарской протоке сначала с плотов, а после ввода в стой ЛПК – с его береговых складов. Был построен город со всей инфраструктурой, грандиозным каменным Домом культуры на высоком холме.
     Новое дыхание Игарка получила в 1949 году, когда высшим руководством страны было принято решение соорудить здесь торговый порт и военную базу для обслуживания Севморпути – Мурманск и Архангельск находились слишком близко к западной границе страны, и в случае гипотетических военных действий могли бы быть парализованы противником. После изыскательских работ строительство порта в Обской губе было признано нецелесообразным, и порт решено было делать в Игарке. Началось сооружение Полярной магистрали – знаменитого строительства №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР по трассе Салехард-Игарка, более известной сейчас как «Мертвая дорога».
     В Игарке размещалось управление стройки №503, работавшей на восточной половине магистрали – от Енисея до р.Пур. Размещение инженерного и управленческого штата дало толчок к росту города, для прибывшей рабочей силы было сооружено три лагеря (их остатки и сейчас можно увидеть недалеко от Игарки). Впоследствии управление строительством было перевезено в Ермаково, где железная дорога должна была пересекать Енисей.
     К весне 1953 года строителям удалось уложить рельсы от Игарки до берега Енисея напротив Ермаково, а также от Ермаково до Янова Стана. Затем И.В.Сталин умер, а громадное строительство, работы на котором были завершены на 60-70%, было сначала законсервировано, а потом и попросту брошено. С этого момента начался медленный упадок города.
     В конце 1970-х годов была построена железная дорога от Ачинска на север практически до Енисейска. Там был построен новый город и порт Лесосибирск. Перевалка лесных грузов постепенно смещалась туда. Кризис 1990-х годов окончательно добил экономику Игарки - был закрыт лесоперевалочный комплекс (ЛПК), влачит жалкое существование порт (в последние годы в Игарку приходило по 1-2 морских судна в год). Жители старой части города, застроенной старыми деревянными домами необычной архитектуры (сталинское барокко в дереве), были отселены в новый микрорайон, а сами дома разобраны на дрова.



Знак по дороге из аэропорта.


Дом культуры.


Когда-то здесь кипела жизнь...


Общий вид старой части города с левого берега протоки.


Один из последних домов Старого города.


Он же вблизи.


Внутри лежат сугробы.


Такой была застройка Старого города.


Звезда.


Во время прогулки по Стаому городу нас всюду сопровождала стая собак.


Aвтобусная остановка в Старом городе.


Некоторые дома украшены такими вот деревянными накладками.


Разбирают...


Занесенная по крышу проходная ЛПК. Жизнь здесь больше не теплится...


Магазин.


Богато украшенное здание музея - одно из последних жилых в Старом городе. О музее - отдельный пост.


На домах - снеговые шапки.


Игарка делится на Старый город, Новый город и Микрорайон. Последний постоен в 80-х годах и туда переселены жители Старого города, дома которого сейчас разбираются на дрова.


Микрорайон.


Один из домов построен без соблюдения технологии, и мерзлота его разрушила...


Церковь в Новом городе.


Необычные развалины по дороге на водозабор.


Зимник на Снежногорск. 170 км. Иногда колона "Уралов" проходит их за неделю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →