af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Тумская - Голованова Дача

     Всего в 200 километрах на восток от Москвы тихо и незаметно умирает удивительный транспортный объект: последняя узкоколейка, принадлежавшая МПС/РЖД, последняя оставшаяся часть "Мещерской магистрали" - линия Тумская - Голованова Дача.

     Когда-то у железнодорожного ведомства были сотни километров линий узкой колеи - в разных уголках страны. Они отличались большей основательностью чем ведомственные УЖД - за путем и подвижным составом здесь следили как на "большой" железной дороге. Часть этих линий прекратила свое существование еще в советский период - навсегда или в виде перешивки на широкую колею. Часть - отошла к другим странам (на Украине эти линии в основном здравствуют и поныне). В России осталась Мещерская магистраль.
     В середине-конце 90-х годов в мещерские леса опустели. Основная часть линии Тума-Рязань была разобрана. От нее остался лишь небольшой участок до разъезда Гуреевский и ветка от него до Головановой Дачи (пос.Голованово). Туда до сих пор нет нормальной дороги, и поезд узкоколейки - единственная надежная связь со внешним миром.

     Но в мае 2008 года Горьковская железная дорога отменила все пассажирские поезда Тумская - Голованова Дача. Официальная причина - плохое состояние путей и огромные убытки от эксплуатации линии. И кто знает - услышим ли мы еще когда-нибудь свисток тепловоза в Мещере, или же линию разберут навсегда...

Ваше обращение по вопросу восстановления в кратчайшие сроки железнодорожного пригородного сообщения на участке Тумская – Голованова Дача рассмотрено руководством дороги.
Движение пригородных поездов на участке Тумская – Голованова Дача временно закрыто в связи с аварийным состоянием инфраструктуры пути с 25.05.2008. Ориентировочная стоимость работ по восстановлению инфраструктуры пути составляет 312 млн. руб.
В 2007 году на участке Тумская – Голованова Дача доходные поступления составили 39973 руб, а расходы 3274,2 тыс. руб. Из бюджета Рязанской области поступили денежные средства на компенсацию убытков от пригородных перевозок в размере 387 тыс. руб.
Решение по закрытию или дальнейшей эксплуатации участка Тумская – Голованова Дача будет принято на совместном совещании руководства дороги и Губернатора Рязанской области.
И.О. заместителя начальника дороги И.А.Шугуров


Остались фотографии с этой дороги - из поездки осенью 2006 г...


Так выглядел поезд Тумская - Голованова Дача. Он отправлялся два раза в сутки - но только по понедельникам и пятницам...


Линия в районе седьмого километра.


Снегоочиститель в Гуреевском.


Вокзал в Гуреевском.


Развилка. Прямо - линия на Туму (главный ход бывшей Мещерской магистрали), направо - ветка на Голованову Дачу. Поезд менял в Гуреевском направление движения.


Польский вагон "Пафаваг" - наследие Мещерской магистрали.


Едем в сторону Головановой.


В радиусе километров 10 от Тумы леса почти нет - это следы как вырубок, так и многочисленных пожаров.


Наконец начинается молодой лес.


А за ним - небольшая деревня Сосы (9 км.)


Начинаются сосны.


А вот и Курша (первая, не путайте ее с трагической Куршей-2, расположенной километрах в 7 на юго-восток)


Курша-1.


Голованово, заколоченный вокзал. Кому нужен зал ожидания, если последние годы поезд приходил сюда только четыре раза в неделю?


Голованова Дача. Слово "дача" в данном случае означает не домик-"фазенду", как мы сейчас привыкли, а нечто вроде лесничества с немаленькой весьма территорией.


Линия в поселке.


Стрелка.


Маневры - тепловоз "обгоняется" на треугольнике.


Когда-то здесь была станция...


Готовимся в обратный путь. Кто же знал что возможно мы ехали там в последний раз...


Гуреевский ночью.


Тума. Прощание.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments