af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Шатурская УЖД

     Еще совсем недавно на востоке Московской области существовала огромная система узкоколейных железных дорог, служившая для вывозки торфа с болот на Шатурскую ГРЭС и другим потребителям, а также для пассажирского сообщения. Линии узкоколейки, как гигантская ажурная паутина, тянулись от Шатуры через Губино в Орехово-Зуево, через Бакшеево – в Острова, через Шаврино – в Пустошу, через Горки – в Егорьевск, а также в Туголесье, Авсюнино, Осаново. Общая протяженность линий достигала 300 км, с учетом же временных «усов» на болотах – и гораздо большей цифры
     Во времена расцвета Шатурской узкоколейной сети по ней ежедневно обращались десятки пассажирских и рабочих поездов. В Шатуре был отдельный вокзал УЖД, с которого поезда уходили в Бакшеево, Шатурторф, Лосево, Черныши, Губино, Шаврино и многие другие пункты. Это был уникальный мир, совершенно не похожий на мир железных дорог широкой колеи. Маленькие вагончики узкоколейки, ведомые слабосильным тепловозом, ползли, раскачивались, по проседающим под ними насыпям через мещерские болота, ехали мимо «караванов» сушащегося торфа, останавливались на безымянных разъездах, вокруг которых была практически нетронутая природа.

     Шатурская УЖД была опытным полигоном электрификации узкоколейных дорог, по главной магистрали от Бакшеево до Черного Озера с 1960 до 1973 гг. поезда ходили под электровозами. Южнее Шатуры располагалось единственное в своем роде кольцо для испытания узкоколейной техники.
     Страшные торфяные пожары 1972 г. нанесли немалый урон УЖД. Некоторые линии – на Пустошу, Осаново, Егорьевск, были разобраны. Но главный удар по шатурской узкоколейной системе, как по большинству других УЖД нашей страны, нанесла перестройка. В 1994 году (10 апреля) движение поездов по большинству линий было остановлено, и ее начальники заявили о закрытии дороги.
     Началась «кровавая вакханалия». Подвижной состав – десятки тепловозов, сотни вагонов, резали автогеном прямо на местах – в депо, на станциях, прямо на линии. Рельсы (тоже ведь металл!) вырывались при помощи трактора. К концу 1990-х годов от былого величия осталось лишь около 60 км. – магистральная линия от Черного Озера через Бакшеево на торфоразработки в окрестностях деревни Острова (Владимирская область), а также несколько боковых тупиковых веток от нее. Причем движение поездов сохранялось только на участке Бакшеевского торфопредприятия – от Бакшеево до Островов.
     На рубеже нового столетия положение стало медленно улучшаться. Перевод Шатурской ГРЭС только на газовое топливо посчитали нерентабельным, под этот проект началось медленное восстановление торфоразработок, поезда с торфом снова пошли из Бакшеево в Шатуру.

     Но к 2008 году финансовое положение ОАО "Шатурторф" ухудшилось. Шатурскую ГРЭС окончательно перевели на газ, большие объемы торфа стали не нужны. Движения по узкоколейкам почти не стало, а с 1 октября скорее всего начнется ликвидация торфопредприятий в Бакшеево, Рязановке, Радовицком и Болони, демонтаж их УЖД и резка подвижного состава на металлолом. Последние остатки огромной Шатурской узкоколейной системы прекратят свое существование...













Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments