af1461 ([info]af1461) wrote,
@ 2008-11-07 15:10:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Башкирская трагедия (взрыв на перегоне Аша - Улу-Теляк)
     Вечером 3 июня 1989 г. в Башкортостане, неподалеку от 1710 км. перегона Аша – Улу-Теляк (участок Уфа-Челябинск) произошел разрыв трубы диаметром 700 мм продуктопровода высокого давления Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Вырывающаяся из места повреждения газообразная смесь ШФЛУ (широких фракций легких углеводородов) испарялась и смешивалась с воздухом. Облако паров, будучи тяжелее воздуха, стекало в понижения рельефа и ночью достигло полотна магистральной электрифицированной железной дороги.
     Продуктопровод "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" протяженностью в 1800 км начал эксплуатироваться с 1985 г. Еще при проектировании и при его строительстве выявлялись определенные недостатки, которые серьезно не учитывались при эксплуатации продуктопровода. Продуктопровод диаметром в 700 мм был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм. Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки, был настроен на отключение при повышении давления в 39 атм. и при его понижении до 28 атм. По техническому проекту измерение давления в трассе трубопровода фиксировалось не реже, чем через 90 мин, что сильно способствовало масштабам утечки.

     Ночью, в 1 час 14 мин местного времени 4 июня 1989 года, в момент прохождения по 1710 километру двух встречных поездов – №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск, от искры токоприемника электровоза произошел взрыв скопившейся смеси. Сила взрыва составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Истинное же число находившихся в вагонах людей установить было трудно, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет, на которых билеты не брались.

     Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Зарево было видно за десятки километров.
     Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000°С - об этом можно судить по оплавленным зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась.

     Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделала молодая бригада Сергея Столярова. На станции Улу-Теляк их грузовой поезд пропустил скорый №212 и отправился следом за ним. Через несколько километров увидели взрыв и пламя. Оценив ситуацию, они отцепили и закрепили вагоны и стали на электровозе подъезжать к месту катастрофы. Контактная сеть была оборвана, но уклон от места катастрофы был в сторону Улу-Теляка, и можно было разогнаться, доехать почти до завалов, а потом просто скатиться обратно на участок с целым контактным проводом. Забрав в кабину обожженных людей, Столяров двинулся назад, выгрузил их в безопасном месте и снова вернулся на 1710-й километр. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил...

     Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

     Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент. Вокруг - аккуратные ряды сосен одинакового 20-летнего возраста - старый лес сгорел в ночь катастрофы. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт – платформу 1710 километра. Теперь все электрички, следующие из Уфы на Ашу, Симскую и Кропачево, делают здесь остановку. Удивительно, но этим было сохранено еще несколько жизней – раньше жители расположенной в трех километрах деревни ходили на электричку по шпалам на ближайшую платформу 1712 км, попадая иногда под поезд на кривой малого радиуса, где видимость весьма ограничена. Теперь они пользуются новой платформой.

     У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер-Новосибирск. Следуя строго по расписанию, эти поезда никогда не встречались на перегоне Аша – Улу-Теляк. Опоздание поезда №212 по техническим причинам и остановка поезда №211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались, роды, привели два пассажирских состава в роковую ночь к этому месту одновременно...


Маршрутные доски.


Монумент.








Электропоезд №6412 Уфа-Кропачево.


Скорый поезд №54 Харьков-Владивосток.



(21 comments) - (Post a new comment)


[info]l_a_m_p_a
2008-11-07 12:29 pm UTC (link)
Там ехала челябинская детская хоккейная команда. В Челябинске на кладбище дети похоронены по отдельности, на небольшом возвышении.

(Reply to this)


[info]slider235
2008-11-07 12:46 pm UTC (link)
Могу добавить, что для ликвидаций последствий катастрофы были брошены военнослужащие ближайших воинских частей. Мои друзья как раз находились в учебке неподалеку и попали под этот замес. Один на следующий день поседел клоками. Несколько молодых солдатиков тронулись умом после этого. Выковыривать из сгоревших вагонов спекшиеся обгоревшие трупы - нелегкая работа. А вообще сильно смахивает на диверсию, уж больно много обстоятельств совпало... Увы, чисто совковое раздолбайство и "авось"...

(Reply to this)


[info]varandej
2008-11-07 12:53 pm UTC (link)
Кошмар....
Вот так едешь себе в поезде, едешь, о чем-нибудь непринужденно болтаешь с соседями по плацкарту (тем более если дети), вспоминаешь море теплое, солнышко, и вдруг "разовый подъем температуры до 1300 градусов" и взрыв...

(Reply to this)


[info]viewside
2008-11-07 12:58 pm UTC (link)
Повесь на http://community.livejournal.com/ru_railway/

(Reply to this)


[info]modelman
2008-11-07 01:17 pm UTC (link)
А с Сергеем Столяровым что дальше стало? Наградили хоть?

(Reply to this) (Thread)


[info]af1461
2008-11-07 01:20 pm UTC (link)
Наверное...

(Reply to this) (Parent)


[info]igla
2008-11-07 02:14 pm UTC (link)
Да, именными часами министра - была статья в "Гудке" про награждение его Конаревым.

(Reply to this) (Parent)


[info]komen_dant
2008-11-07 01:35 pm UTC (link)
у меня знакомый в той катастрофе пострадал...

(Reply to this)


[info]bezdec
2008-11-07 01:47 pm UTC (link)
В соседнем подъезде вся семья погибла...

(Reply to this)


[info]chek_pipinda
2008-11-07 04:28 pm UTC (link)
Если не ошибаюсь, то по числу жертв, эта катастрофа на ЖД занимает 3-е место в мире)

(Reply to this)


[info]ed4mk_0024
2008-11-07 09:24 pm UTC (link)
Да... Бывает и такое :(
Работа наша всегда полна неожиданностей.

(Reply to this)


[info]albu
2008-11-07 09:39 pm UTC (link)
В Википедии есть довольно подробное описание карастрофы, дополняющее рассказ в части состояния трубопровода:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожная_катастрофа_под_Уфой

(Reply to this)


[info]uchazdneg
2008-11-08 03:14 am UTC (link)
Столяров молодец!
Авария ужасна...

(Reply to this)


[info]i_sobolev
2008-11-08 09:24 am UTC (link)
На фотографиях вроде бы равнинная местность...

был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм

То есть расчитан был на большее давление, чем эксплуатационное? Не ошибка в тексте?

(Reply to this) (Thread)


[info]chu137
2008-11-10 11:25 am UTC (link)
Все правильно. Трубопровод эксплуатировался значительно ниже рассчетного давления, сорее всего, из-за проблем с надежностью.

Как следствие, отсюда вытекает резкое снижение пропускной способности, а так же - проблемы со своевременной фиксайией разрывов, т.к. порог фиксации разрыва мало отличается от рабочего давления (28 атм, при минимальном рабочем - 36 атм). Тем более, что при перекачке жидкости (в отличие от газа), снижение давления по трубе, при разрыве, происходит плавно и с большой задержкой, из-за вязкости среды.

(Reply to this) (Parent)


[info]vinki
2009-06-05 12:50 am UTC (link)
Там низина, просто на фото не видно.

(Reply to this) (Parent)


[info]mathewglucharr
2008-11-08 04:35 pm UTC (link)
Очень хорошо помню этот случай. Мне было 16 лет, и мы под Ленском были в лагере на полевых сборах. На третий день, с утра, кто-то с утра магнитофон завел, и тут вышел лейтенант, который нами командовал, щелкнул кнопкой "стоп" и сказал "Сегодня твой магнитофон должен молчать. В стране траур. Под Уфой сгорели два пассажирских поезда, погибли люди. Погибло много детей..." Нас всех эта новость как-то прибила тогда. Бывали вещи и намного страшнее, но в газетах о них не писали - а тут как молотом шарахнуло.

(Reply to this) (Thread)


(Anonymous)
2008-11-13 01:28 am UTC (link)
я тогда в Уфе жил. С утра над городом весь день летали вертолеты - в Уфе училище, но над городом их не было никогда. Было странно-тревожно. Но ничего не знали, вертолеты садились в центре почти, за цирком и оттуда на машинах скорой помощи развозили пострадавших по больницам. Машины шли с сиренами, группапи по 2-3 и такие группы каждые несколько минут. К вечеру весь город уже говорил про катастрофу.

(Reply to this) (Parent)

Взрыв...
[info]riga_mamaemili
2009-05-28 01:09 pm UTC (link)
Я недалеко была от места проишествия в момент взрыва(Мне было на тот момент 6 лет- у нас в деревне Бакаево на 1712 км дача была-
Я помню эту ночь как вчера- у нас разбились абсолютно все окна(двойные рамы)
Хотя от этого места 2 часа ходьбы.А у соседей стол опрокинулся.Всё небо было ярко алым цветом- я помню очень сильно перепугалась. С нашей деревни несколько мужчин пошли на место аварии помогать разгребать завалы и увозить раненых.

(Reply to this)


(Anonymous)
2009-06-06 03:32 pm UTC (link)
Люди, давайте уже называть вещи своими именами! Трагедия произошла из-за головотяпства тех.персонала взорвавшегося продуктопровода. Никто из моих родных не пострадал в той трагедии, но если бы это случилось, я бы нашел ВСЕХ, кто в ту роковую ночь дежурил на контрольных пунктах продуктопровода и УБИЛ бы их. Всех, начиная с начальства, заканчивая слесарями (кстати, обычно всё происходит именно из за разъе...ского поведения этих слесарей!).

(Reply to this)


(Anonymous)
2009-06-23 09:05 am UTC (link)
Я Русаков Александр Владимирович ехавший в поезде 212 Адлер Новосибирск 4 июня 1989 года попал в железнодорожную катастрофу под станцией Узу-Туляк. Пострадавших в этой катастрофе пишите vlad75.09@mail.ru буду рад общению!!!

(Reply to this)


(21 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…