af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Старый вокзал

     Пассажиры поездов, следующих по линии Златоуст-Челябинск, вскоре после отправления из Миасса обращают внимание на необычный старый вокзал с надписью «Миассъ», стоящий перед началом Ильменского озера. В железнодорожных справочниках эта станция так и называется: «Миасс – старый вокзал», но там ничего не говорится о том, что это место сыграло немалую роль в истории великой Транссибирской магистрали…

     В 1890 планировалось продлить линию Самаро-Златоустовской дороги до Челябинска, но из-за скудности отпущенных средств было начато сооружение только участка Златоуст-Миасс, где находились горные заводы.
     Пока шло это строительство, 4 февраля 1891 г. в Комитет министров было внесено представление о строительстве первоочередных участков Сибирской железной дороги в текущем году: Владивосток – Графская (393 версты) и Миасс – Челябинск (94 версты). 19 мая 1891 года во Владивостоке цесаревич Николай (будущий император Николай II) провел торжественную церемонию закладки строительства Великого Сибирского пути.
     В Миассе же никаких церемоний не было, хотя он волею судьбы стал западной точкой начала строительства Транссиба. В октябре 1891 года первый поезд пришел через горы на станцию Миасс, и сразу же строительство пошло дальше – к Челябинску и Омску.

     Долгое время все поезда на Омск, Красноярск, Иркутск и Владивосток шли именно этим путем – через Самару, Уфу, Миасс, Челябинск. Вокзал станции Миасс, построенный между 1895 и 1900 годами, встречал первый поезд Санкт-Петербург – Москва - Владивосток, прошедший в 1903 году.
     Вокзал этот имеет действительно необычный вид, от него так и веет стариной: в отличие от большинства соседей, он построен из блоков дикого камня – миаскита, который добывается только в Ильменских горах недалеко от Миасса. Немногим он напоминает вокзал в Слюдянке на берегу Байкала, построенный из местного необработанного мрамора.

     В первой трети XX века основной ход Транссиба сместился севернее – на линию Пермь - Свердловск (Екатеринбург) – Тюмень. Вокзал Миасса, не претерпевая особых изменений, исполнял свои функции до 1981 года, когда в нескольких километрах западнее был построен новый, современный вокзал из стекла и бетона.
     Старый вокзал Миасса был закрыт для пассажиров. Памятная стела, посвященная 100-летию Транссиба, была установлена около нового вокзала, хотя ее место должно быть совсем не там, а на тихой станции, где железнодорожный долгожитель провожает и встречает изредка останавливающиеся около него электрички...









Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments