af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Птички

УТВЕРЖДАЮ: Начальник УЛС МГА Ж.К. Шишкин, 17 января 1985 г.

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКИПАЖАМ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ
В СЛОЖНОЙ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

----------------------------------------------------------

4. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИИ ПТИЦ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

По эколого-систематическим группам птиц случаи столкновений распределялись следующим образом:

голуби - 26,2%
чайки - 19,1%
водоплавающие (гусеобразные, гагары и поганки) - 14,0%
мелкие воробьиные - 13,4%
дневные хищные птицы - 13,1%
врановые - 6,2%
стрижи - 3,2%
совы - 2,5%
журавли, аисты, цапли - 2,0%

Чаще всего отмечались столкновения:
голубей - с Ан-24;
чаек - с Ту-134 и Як-40;
дневных хищных птиц - с Ан-12, Ан-2 и вертолетами;
врановых - с Ту-154, Ан-12 и Ил-18;
водоплавающих - с Ту-154 и вертолетами;
мелких воробьиных - с Як-40.

     Доля столкновений с голубями была сравнительно высока зимой и низка весной, с чайками - высока летом и низка весной и осенью; с дневными хищными птицами - высока весной и низка летом; с врановыми - высока осенью и зимой, низка весной; с мелкими воробьиными - высока зимой и летом, низка весной. Объясняется это следующим. В весенний период происходит интенсивный пролет мелких воробьиных и водоплавающих, вслед за которыми появляются хищные птицы. Летом основная масса птиц рассредоточена по местам гнездования. В этот период в столкновениях с ВС преобладают птицы, гнездящиеся на аэродромах (жаворонки, ласточки, скворцы, чибисы) и часто посещающие аэродромы в поисках корма и мест отдыха (чайки, врановые). Осенью, в связи с образованием больших стай врановых и водоплавающих и началом осеннего пролета, значительно увеличивается число столкновений с этими птицами.
     Зимой в окрестностях аэродромов концентрируются кочующие голуби и врановые в поисках корма и убежищ. Особенно много этих птиц скапливается на аэродромах, расположенных в районах с малоснежной и бесснежной зимой.
     В зависимости от этапа полета ВС столкновения по группам птиц распределялись следующим образом. Столкновения с голубями чаще регистрировались при наборе высоты; с чайками - во время разбега, пробега, взлета и посадки, реже - на снижении; с дневными хищными птицами - чаще в крейсерском полете, реже - на взлете, при наборе высоты и снижении; с врановыми - чаще на разбеге, пробеге и взлете, реже - на снижении и посадке; с водоплавающими - чаще в крейсерском полете и на снижении, реже на взлете и посадке; с мелкими воробьиными - чаще на посадке, реже на взлете и при наборе высоты; со стрижами - чаще в наборе высоты и на крейсерском полете, реже - на снижении и посадке.

     К основным формам поведения птиц относительно ВС на аэродромах и в воздушном пространстве следует отнести: ознакомление, избегание, привыкание и агрессию.
     У птиц, впервые попавших на летное поле во время сезонных миграций или после вылета из гнезд, происходит ознакомление с движущимися ВС. В этот период птицы еще плохо ориентируются относительно перемещающихся ВС и часто сталкиваются с ними. Оказавшись на пути движения ВС, птицы первоначально пытаются увеличить дистанцию и затем резко уйти в сторону и вниз от него.
     К находящимися на стоянках длительное время ВС у птиц быстро вырабатывается реакция привыкания. Нередко определенные виды птиц (галки, майны, трясогузки и др.) используют ВС для гнездования. Они располагают гнезда в двигателях, воздухозаборниках и других частях и узлах, имеющих внешние отверстия. Некоторые виды птиц при определенных условиях могут проявить агрессивную реакцию на ВС. Взлетающие самолеты пытаются активно атаковать чибисы, гнездящиеся на аэродромах. В зарубежной и отечественной практике гражданской авиации зарегистрированы случаи агрессивного поведения, а в отдельных ситуациях и нападения на ВС таких хищных птиц, как орлы, беркуты, грифы, канюки, коршуны и т.п.
     Реакция птиц на свет фар, включаемых ВС при взлете и посадке, не всегда позволяет им избежать столкновений. В период ознакомления птицы не связывают свет фар приближающегося самолета с реальной опасностью. В сумерках и особенно в ночное время вспугнутые самолетом птицы, подобно другим животным, некоторое время пытаются двигаться от опасного объекта в свете фар. Этим объясняются нередкие в практике гражданской авиации случаи столкновений птиц с ВС, летящими с зажженными фарами.

     Степень опасности птиц для ВС зависит от их массы (А - от 0 до 1,8 кг; Б - 1,8 - 3,6 кг; В - свыше 3,6 кг), количества стай, их размеров, а также особенностей поведения птиц относительно ВС.
     При организации орнитологического обеспечения безопасности полетов ВС необходимо учитывать изложенные далее особенности биологии птиц, представляющих наибольшую опасность для воздушного движения. Экипажи ВС, работники службы движения и других подразделений, обеспечивающих безопасность полетов, должны распознавать эти виды птиц и уметь правильно оценивать их поведение относительно ВС.

     Голубиные. Опасность для движения ВС представляют сизый голубь, вяхирь и в меньшей степени - горлицы.

     Сизый голубь. Размеры средние. Голова небольшая, шея, клюв и лапы короткие. Крылья длинные, заостренные. Хвост средней длины, слепка закруглен. Окраска может изменяться. Для дикой формы сизых голубей характерны серые тона, домашние и одичавшие голуби могут быть белыми, пестрыми и т.п.
     Сизые голуби могут постоянно обитать на территории аэродромов и в их окрестностях. Перелетая на кормежку и в места отдыха, стаи голубей, численностью до ста птиц и более, на высотах 50 - 80 м могут представлять серьезную опасность, в первую очередь для таких самолетов, как Ан-2, Ан-24, Л-410, и вертолетов.

     Вяхирь крупнее сизого голубя. Отличается от него белыми полосками на шее. Опасность для полетов ВС представляют весенние и осенние кочевки голубей. В эти периоды могут образовываться скопления вяхирей на аэродромах, расположенных на Кавказском побережье Черного моря. Например, в феврале-марте 1982 г. в связи с аномальными погодными явлениями, похолоданием и выпадением снега в районе Главного Кавказского хребта на аэродроме Сочи и в его окрестностях скопилось около 5 тыс. вяхирей. Пугливые по своей натуре, эти птицы беспорядочно перемещались то летному полю и пересекали ВПП, создавая опасные орнитологические ситуации. В указанное время на аэродроме было зарегистрировано рекордное число столкновении, ущерб только от задержек рейсов составил 256 тыс. руб.

     Горлицы меньше сизого голубя. Отличаются от него длинным хвостом. Гнездятся на деревьях в лесах и лесопарках. Опасность для ВС представляют стаи горлиц, прилетающих на аэродромы в поисках корма.

     Чайковые. Размеры средние или крупные. Крылья длинные и острые. Хвост короткий, широкий и прямой. Лапы короткие, клюв длинный, на конце загнутый. Окраска оперения белая, с розовым, либо серым оттенком или с черными пятнами. Молодые птицы отличаются от взрослых пестрой окраской. Чайки хорошо летают, садятся на воду. С земли взлетают тяжело и без разбега, что служит одной из причин их частого столкновения с ВС над ВПП.
Обычными видами чаек, посещающих аэродромы, являются озерная (размером с ворону, голова черная), сизая (несколько крупнее вороны, сизо-белой окраски) и такие крупные чайки (размером с гуся), как серебристая, черноголовая хохотунья, клуша и др.
     На аэродромах чаек в большей степени привлекает покрытие ВПП как место отдыха или кормежки (появление дождевых червей после дождя). Большую опасность для ВС в зоне взлета и посадки представляет особенность чаек кружиться в воздухе, поднимаясь на высоту до 200 м.

     Гусеобразные. К этой группе птиц относятся лебеди, гуси и утки - птицы крупных или средних размеров, с удлиненной шеей, перепончатыми лапами и с уплощенным клювом.
     Лебеди и гуси. Обычно осторожные птицы. В связи с повсеместной охраной стали охотно обитать на больших водоемах в окрестностях городов, сел, а также вблизи аэродромов. Большую опасность для ВС представляет появление этих птиц на траектории полета во время сезонных миграций.
     Утки. При наличии водоемов, также охотно обитают вблизи аэродромов. Стаи уток часто появляются на летном поле, где кормятся вблизи людей и авиационной техники. Обладая быстрым и прямолинейным полетом, утки представляют большую опасность для ВС.

     Дневные хищные птицы. Почти все эти птицы имеют характерный "хищный" облик: недлинный крепкий клюв с острым загнутым крючковатым надклювьем. Для гражданской авиации представляют опасность степные орлы, беркуты, сипы, грифы, коршуны, канюки и пустельги.
     Столкновения ВС с хищными птицами происходят чаще всего на маршрутах в горных районах. За рубежом и в СССР имеются данные о том, что эти птицы, охраняя свой гнездовой участок или птенцов могут быть агрессивными по отношению к небольшим ВС, в отдельных случаях даже нападать на них. Поэтому при полетах местах обитания этих птиц, экипажи должны быть особенно осмотрительны, избегать сближений, учитывая, что эти птицы в полете могут развивать большую скорость, резко менять высоту и направление полета. Ни в коем случае нельзя пытаться преследовать этих птиц в воздухе.

     Коршуны и канюки (сарычи) меньше орлов, но напоминают их по силуэтам и некоторым повадкам. Коршун имеет выемку на конце хвоста. Эти два вида обитают в лесной зоне и прилетают на аэродромы в поисках корма (мелких мышевидных грызунов). Во время сезонных перелетов коршуны и канюки могут образовывать скопления представляющие опасность для ВС. Они не боятся самолетов и, находясь на ВПП или поблизости от нее, весьма неохотно уступают дорогу воздушному транспорту, в результате чего создается сложная орнитологическая обстановка. Например, скопление коршунов и канюков на аэродроме Курган в августе - сентябре 1983 г. привело к снижению безопасности полетов.
     Причиной такого скопления хищных птиц явились городская свалка, расположенная около аэродрома, и возникновение высокой численности грызунов на летном поле.

     Пустельга - мелкий соколок, отличающийся от других хищных птиц ступенчатым хвостом и способностью зависать в воздухе, выслеживая добычу. Пустельга - типичный обитатель аэродромов. Представляет опасность для ВС, так как охотится за мелкими грызунами и насекомыми около ВПП.

     Врановые. Такие виды, как серая ворона, грач и галка, обитают почти на каждом аэродроме и хорошо всем известны.
     Серая ворона отличается сочетанием черной и серой окраски. Эти птицы обладают способностью адаптироваться к специфическим условиям обитания на аэродромах. Серая ворона считается птицей, малоопасной для движения ВС, но, как показывает практика, вороны могут представлять опасность во время вылета молодых птиц и в период зимовки.

     Грач имеет черную окраску. У взрослых птиц вокруг клюва - голая белая кожа. Грачи в большей степени, чем вороны, представляют опасность для ВС. Наиболее часто столкновения с ними происходят в период вылета молодых птиц из гнезд и при осенних миграциях. Стаи грачей нередко осложняют орнитологическую обстановку при выполнении АХР.

     Галка - самый мелкий представитель врановых. Общий тон окраски - черный, шея серая, со светлыми пятнами по бокам.
Галки редко создают орнитологическую опасность для ВС, но они охотно гнездятся в частях и агрегатах авиационной техники. Причем гнезда строят очень быстро.

     Мелкие воробьиные. Из числа этих птиц опасность для авиации представляют стаи скворцов обыкновенных, скворцов афганских (майн), жаворонков, дроздов, ласточек и других видов птиц. Некоторые из воробьиных могут строить гнезда в отверстиях самолетов и вертолетов.

     Помимо вышеперечисленных, орнитологическую опасность могут создавать и другие виды птиц, типичные для отдельных районов страны. Так, например, в Прибалтике и Белоруссии большую опасность могут представлять аисты, на заполярных аэродромах - поморники, в средней полосе - чибисы.

Полностью текст документа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments