af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

"Челюскин" и "Пижма"

     2 августа 1933 года ледокольный пароход "Челюскин" вышел из Мурманска в дальний рейс. Целью экспедиции была разработка методики плавания по всему протяжению Северного морского пути за одну навигацию, а также заброска на остров Врангеля отряда зимовщиков. Из-за нехватки ледоколов и на волне почти успешного плавания "Сибирякова" годом ранее, пароход был отправлен в рейс один, лишь в районе Таймыра планировалось держать наготове ледокол для возможной помощи.
     Так или иначе, за два месяца "Челюскин" прошел почти весь путь, но был заблокирован льдами в Чукотском море. Всю осень и большую часть зимы он дрейфовал к востоку от Новосибирских островов, то приближаясь к Берингову проливу, то удаляясь от него. Наконец 13 февраля 1934 года корпус не выдержал напора льдов и "Челюскин" затонул.
     Оставшиеся на льдах 104 человека (105-й погиб вместе с пароходом, будучи раздавлен сместившимся палубным грузом) во главе с руководителем экспедиции О.Ю.Шмидтом и капитаном В.И.Ворониным организовали лагерь, наладили радиосвязь с Большой землей, приготовились к приему самолетов.



     Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия по спасению челюскинцев, которую возглавил Валериан Куйбышев. Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, летчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Из-за погодных условий следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140—160 км от ледовой стоянки.
     Челюскинцев и их спасителей встречали в Москве как героев. Хотя цель экспедиции и не была достигнута, Советский союз показал всему миру что может не только отправлять в Арктику экспедиции, но и организовывать спасение потерпевших крушение во льдах, контролировать все происходящее на огромных заполярных территориях.

     Но уже в XXI веке на героическую эпопею "Челюскина" стала наползать тень. Имя ей - "Пижма".

     В издающемся в Новосибирске еженедельнике «Новая Сибирь», в №10 (391) от 9 марта 2000 г., был опубликован очерк Э.И. Белимова «Тайна экспедиции «Челюскина», введший в обращение миф о существовании корабля «Пижма», построенного по тому же проекту и плывшего в составе экспедиции «Челюскина» с 2000 заключенными для работы на оловянных рудниках. После гибели основного парохода этот второй корабль был якобы потоплен. Такая мрачная страшилка, пришитая к идее научной экспедиции, получила быстрое распространение. Очерк был перепечатан многими изданиями и многими интернет-сайтами. Эта эпидемия продолжается до сих пор.
     Благодаря усилиям падких на сенсации журналистов версия обросла целой серией свидетелей и участников, в памяти которых якобы всплывали события тех далеких лет. Все эти детали в точности повторяют фрагменты литературного опуса Белимова. Те же имена, то же чудесное спасение, те же священники и коротковолновики-рекордсмены… Обращает на себя внимание тот факт, что все без исключения интервью, воспоминания и публикации такого рода появились позже публикации работы Белимова.

     В статье Белимова очень много несоотвествий, такое впечатление что писалась она, основываясь чуть ли не на скупых материалах из школьного учебника. В частности, описывается встреча двух кораблей в январе 1934 года - встреча, которой не могло быть по причине того, что "Челюскин" к тому времени уже почти четыре месяца дрейфовал, вмерзший в лед. Есть ошибки в дате выхода из Мурманска, и даже утверждение что "Пижма" была однотипной "Челюскину" опровергается датской верфью Burmeister and Wain, где по специальному проекту был построен "Челюскин" - такой пароход в те годы был построен только один.
     В списках кораблей Мурманского и Дальневосточного пароходств нет никакой "Пижмы". Ничего о ней не знают и зарубежные исследователи, много лет занимавшиеся истрорией "ГУЛАГа". Да и оловянные рудники Певека находятся гораздо западнее района, где застрял во льдах "Челюскин". Шедшему с ним кораблю, даже если он и существовал, не было нужды идти дальше на восток.

     Возможно, "Пижма" или ее аналог действительно существовала, и погибла во льдах в 1933 или 1934 году. Известно что в 1932 в структуре НКВД создали Особую экспедицию Наркомвода. Она обслуживала ГУЛАГ, перевозила людей и грузы из Владивостока и Ванино на Колыму и в устье Лены. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно - зимовали во льдах. Документы, касающиеся деятельности Особой экспедиции, хранятся в закрытых фондах НКВД. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение...

Более обстоятельно гипотеза "Пижмы" разбирается в этой статье.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments