af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Таймыр-2009. Дорога на Норильск.

     В этот раз я оказался в Норильске не просто так. После прошлогодней неудачной попытки, экспедиция "Таймыр-2009" достигла-таки своей цели. На двух джипах мы прошли по 700 километрам зимников, отделяющих Норильский промышленный район от Большой земли.

     Норильск не зря считается оазисом. Сухопутных дорог туда официально нет. Только по воздуху или по воде можно добраться до этого "острова", на котором живет более 200 000 человек. Но так было до недавнего времени.
     Открытие и начало освоения гигантского Ванкорского нефтяного месторождения привело к тому, что из района Нового Уренгоя на восток к Енисею потянулась ниточка зимника - снежно-ледовой дороги, существующей примерно с декабря по начало мая. Вдоль Енисея дорог нет, но несколько буровых к северу от Ванкора работают, и к ним как со стороны Ванкора, так и со стороны Дудинки есть стихийные зимники - колеи в снегу, проложенные вездеходами, тракторами или реже грузовиками "Урал". Сеть этих дорог совершенно случайно несколько лет назад сомкнулась.
     Такой путь на Норильск доступен лишь подготовленной машине - по зимникам (кроме ванкорского) ездят редко, иногда не каждую неделю. Малейший ветер, не говоря уже о пурге, образует в понижениях рельефа переметы снега высотой до метра и более. Такие переметы приходится раскапывать и пробивать. Путь в 700 километров занял у нас 3,5 дня (обратно после недавно прошедшего трактора - чуть более двух).

     Часть пути проходила по льду Енисея, где ночью нас обогнал идущий в Дудинку большой ледокол. Пожалуй, это было самое сильное впечатление поездки. И одно из самых сильных в жизни...

     Итак - вперед на Норильск! Вернем Таймыру статус полуострова!


Путь на Ванкор (и Норильск) начинается на асфальтофой трассе Коротчаево-Тазовский около вот такого знака. Дальше мы будет ехать только по Заполярью.


Зимник на Ванкор усиленно чистится и поливается водой целой армией дорожных рабочих. В принципе, если нет пурги, - это почти асфальт. Разрешенная нагрузка на ледовых переправах - 100 тонн, весной снижается.


А вот с этой неприметной таблички на обочине далеко за рекой Таз начинается собственно путь на Норильск.


Дальше уже серьезно. Машин в ту сторону не ходило давно, есть только заметеная колея в тундре. Местами она почти не видна.


Спускаем колеса - иначе по такому снегу ехать очень трудно. Но проехав немного, останавливаемся на ночевку.


Утром все выглядит не так печально - на возвышениях рельефа ехать можно со скоростью 25 км/час.


Тундра.


И полярное солнце. Оно почти не греет.


Через несколько километров встречаем цистерну из-под топлива.


Здесь еще недавно стояла буровая.


Ручей в тундре.


И пробитый перемет в его русле.


Вечером встречаемся со второй группой - норильскими джиперами, ехавшими нам на встречу. Эта "встреча на Хикигли" (так называется река неподалеку) запомнится всем нам надолго! Дорога найдена!


Недолго общаемся - и надо двигаться дальше!


Закат.


Утро встречает нас уже на берегу Большой Хеты.


Место ночевки.


И дорога дальше.


Эти 150 км - пожалуй самый красивый участок всего пути!


Иногда попадаются следы присутствия человека в этих тундрах. Балок.


И бочка. Вообще, бочек из-под топлива по Северу раскидано неимоверное количество.


Вперед!


Хотя мы едем на север - тундра превращается в лесотундру. Ближе к Енисею начнется обратный переход. Дело в том что всхолмленная местность - следы ледника, дает возможность защиты от ветра для деревьев и кустарников.


Лесотундра.


Аргиш, вернее только нарты от него. Людей и оленей не видно - наверное ушли на время.


Снова тундра.


Иногда из нее торчат какие-то буры.


И всевозможные вешки.


Прямых дорог здесь почти не бывает.


Вскоре встречаем трактор. По его следам ехать легче, хотя в колею почти не попадаешь.


Живописный холм.


И целая их цепочка - как хребет исполинского ящера.


Местность ненадолго оживляется.


Одиночество. Почти как дерево Тенере - только вокруг тундра. Как эта лиственица тут выжила?


Встречный бензовоз.


И санный поезд. Король этих зимников.


Поднимаемся на бугор...


И вскоре снова открывается берег Большой Хеты, бывший геологический поселок и фактория.


Долина притока. Красота!


Дорога по льду.


И спуск.


На льду Большой Хеты. В отличие от "цивильного" Ванкорского зимника, здесь лед никто не намораживает. Как он достаточно окрепнет - просто начинают ездить. В прошлом году зима была плохая - на Енисее под лед провалился трактор вместе с водителем. Дорогу надолго закрыли...


Пока рассуждали о льде - впереди показались трубы и мачты.


Это Тухард - единственный поселок на всем пути. Он возник благодаря открытию неподалеку месторождений газа, ставших еще в советское время энергетической основой Норильского промышленного района. Тухард называют также Факелом - по первому поселку геологов.


Но постоянной дороги к нему нет до сих пор, зато есть хороая вертолетная площадка. Людям достаточно.


Если нужно завезти например топливо или что-то крупногабаритное зимой - формируют вот такой санно-тракторный поезд (помните в рассказах об Антарктиде?), и едут 170 км по льду Большой Хеты и Енисея более суток. Иногда добавляется более короткий путь по тундре вдоль трубы, но его часто заметает.


По мере приближения к Дудинке дорога портится окончательно. На льду Большой Хеты и Енисея это вот такая вот колея от "Уралов" и тракторных саней (сами тракторы благодаря широким гусеницам колеи почти не оставляют). Средняя скорость - 15 км/час.


Два вмерзших плавкрана на реке.


Небольшая остановка.


Там, за поворотом - устье Большой Хеты. Выход в Великий Енисей!


Ледокол. По Севморпути из Мурманска в Дудинку обеспечивается круглогодичная навигация - подвоз топлива, продуктов, вывоз продукции "Норильского никеля". В море работают большие ледоколы, а на реке суда сопровождают меньшие их собратья. Пока мы с черепашьей скоростью ковыляли в заметенной колее вдоль обрыва правого берега - примерно в километре от нас, по середине реки, величественно обогнал нас один такой ледокол. Мы вышли из машин и долко стояли, глядя ему вслед...


На льду.


Лед чистейший, прозрачный как слеза.


Утром погода испортилась.


Но до Дудинки было уже недалеко. Вот он - вчерашний наш попутчик!


font>
Сразу после переправы через Енисей, на стрелки Енисея и Дудинки расположен аэропорт.


И его КДП.


Чуть дальше - место зимовки малого флота.


Здравствуй, Дудинка!


Мы на Таймыре!


Асфальт встречает грозными надписями.


Да и в начинающуюся пургу выглядит не очень.


Но до Норильска остается всего 95 км. Путь пройден!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →