af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Обречены на ошибку

     Раз уж вспомнились струйные течения, надо рассказать об одной давней и почти неизвестной трагедии, в которой это явление сыграло главную роль.
     Современная аэронавигация базируется на двух столпах - глобальной спутниковой системе позиционирования GPS, а также на сети наземных опорно-приводных радиостанций, играющих роль маяков. Определенная последовательность станций образует воздушную трассу.
     Несколько десятилетий назад об навигационных спутниках можно было только мечтать, а плотная система ОПРС была развернута далеко не везде. При полетах через океан, а также над малонаселенной местностью, широко использовался математический метод счисления места - зная время пролета последней опорной точки, скорость и курс, можно вычислить место воздушного судна. Моряки столетиями делали то же самое, используя результаты астрономических наблюдений как опорные точки.
     Но в этом методе есть один серьезный недостаток. Самолет, как и морское судно, измеряют свою скорость относительно подвижной, активной среды. Приходится производить специальные наблюдения за постоянными ветрами (течениями), наносить их скорости на карту и учитывать эту информацию при счислении. Но иногда погода преподносит сюрпризы.
     В 1960-е годы, в Южной Америке, летел через Анды небольшой пассажирский самолет. Приводов в том районе не было, и штурман отмечал на карте пройденный путь, пользуясь описанным выше методом. Но он не знал, что уже некоторое время их машина двигалась во встречном струйном течении, опустившимся в этот день необычно низко. Тогда времена вообще мало что знали об этом метеорологическом явлении. Течение имело скорость около 200 км/час, а скорость самолета - примерно 300 км/час. В итоге, их скорость относительно земной поверхности оказалась всего 100 км/час - втрое меньше, чем расчитывал штурман.
     Когда по его вычислениям они преодолели Анды, согласно плану полета экипаж начал снижение.
     В сплошной облачности машина столкнулась с поверхностью ледника на одном из горных хребтов. От удара возникла снежно-ледовая лавина, похоронившая самолет и останки людей. Лишь много лет спустя, когда течение льда вынесло обломки вниз, они стали вытаивать и были случайно найдены альпинистами...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments