af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Два взрыва

     В этот день – 4 июня, всего лишь с годичным перерывом, на наших железных дорогах произошли две крупнейшие катастрофы.

     Вечером 3 июня 1989 г. в Башкортостане, неподалеку от 1710 км. главного хода Куйбышевской железной дороги (между станциями Аша и Улу-Теляк) произошел разрыв трубы диаметром 700 мм продуктопровода высокого давления Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Вырывающаяся из места повреждения газообразная горючая смесь, будучи тяжелее воздуха, стекала в понижения рельефа и ночью достигла полотна электрифицированной железной дороги Уфа-Челябинск.

     Ночью, в 1 час 14 мин 4 июня 1989 года, в момент прохождения по 1710 км. двух встречных поездов: №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск, от искры токоприемника электровоза произошел взрыв скопившейся смеси. Сила взрыва составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. В поездах ехало более 1300 человек. Истинное число находившихся в вагонах людей установить было трудно, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет, на которых билеты не брались.

     Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из которых 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал 900-1000°С. 0б этом можно судить по оплавленным зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами, золотым серьгам у женщины в ожоговом центре г. Челябинска (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась.

     На месте аварии было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

     Следуя строго по расписанию, эти поезда никогда не встречались на данном перегоне. Опоздание поезда №212 по техническим причинам и остановка поезда №211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались, роды, привели два пассажирских состава к роковому месту одновременно.



     4 июня 1988 г. в 09.32 в Горьковской области, на станции Арзамас –1, произошел взрыв в составе грузового поезда №3115. Поезд шел по станции с небольшой скоростью - 22 километра в час. Ничего не предвещало беды. И вдруг мощнейший взрыв. На воздух взлетели три вагона, в которых находилось 120 тонн промышленных взрывчатых веществ.

     Сила взрыва была настолько большой, что образовалась воронка глубиной 26 метров и диаметром свыше 50 метров. Трагедия унесла жизни 91 человека, в том числе 17 детей. Получили ранения около 800 человек. Пострадало 1500 семей, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Получил серьезные повреждения газопровод, проходящий под полотном железной дороги. Вышли из строя электроподстанции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения. В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Разрушения различной степени получили две больницы, 49 детских сада, 69 магазинов, девять объектов культуры, 12 предприятий, пять складов и баз, 14 школ. Взрыв разрушил и повредил 954 жилых дома, из которых 180 не подлежали восстановлению.

     Результаты расследования так и не были обнародованы. Были попытки возложить вину на железнодорожников: дескать, взрыв произошел на рельсах, значит, виноваты транспортники. Однако опытные эксперты не подтвердили этого. Тепловоз, вагоны, элементы пути до момента взрыва были в порядке. Остались другие версии. Первая: произошло самовозгорание взрывчатых веществ из-за нарушения технических условий погрузки. Вторая: из газопровода, проложенного под железнодорожными путями, была утечка газа, и от какой-то искры произошел взрыв. По техническим условиям труба газопровода должна залегать под путями на глубине не менее пяти метров, а она оказалась уложенной всего лишь на глубине полутора метров. Выявлены и другие нарушения правил прокладки газопроводов...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments