af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

509

     Посмотрев на карту Кольского полуострова, несложно увидеть что почти все населенные пункты расположены в центральной его части и по морскому побережью. Больше половины территории полуострова занимают унылые тундра и лесотундра с торчащими кое-где платообразными возвышенностями – остатками древних горных хребтов.

     Поселки восточной части Мурманской области связаны с «большой землей» лишь воздушным и морским сообщением. Никаких дорог, кроме вездеходных «направлений», через тундры центральных и восточных районов, нет.

     Почти всем известна «сталинская дорога» - строительства №№501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, которую тянули от Салехарда через Надым и Уренгой в Игарку. Но мало кто знает, что на Кольском полуострове тоже была такая стройка - №509. Силами заключенных прокладывалась железная дорога Апатиты-Поной, с ответвлением на Йоканьгу – к стратегически важной незамерзающей бухте Баренцева моря.

     25 августа 1951 года секретным Постановлением Совмина СССР было положено начало стройке железнодорожной линии Апатиты-Кейвы-Поной протяженностью 400км, с ответвлением к бухте Йоканьга и на пос. Лесной, в то время центр Терского р-на.

     Строительство поручили МВД, у которого было Главное управление лагерей железнодорожного строительства с бесплатной рабсилой. Для непосредственного производства работ предполагалось использовать 15 военно-строительных батальонов и 5 тысяч заключенных. Планы были жесткими, но стройка стала «сбоить» с самого начала.

     16 октября из Таллинна прибыл первый этап, 284 заключенных без охраны. 27 октября колонна впервые вышла на работу. 28 октября прибыла спецэтапом колонна из Печорлага, на нее возлагали большие надежды как на организованный отряд, закаленный в тяжелых условиях и готовый к работе. На деле колонна была сформирована без учета, куда и зачем идет.

     Лишь в 1952 году все силы были брошены на основное задание - освоение трассы на 110 км и укладку 50-километровго рельсового пути.

Фактически было сделано:

     По Западному плечу (от ст.Титан) была проложена ж/д трасса до 110 км, грунтовая автодорога на этом уч-ке и обустроены рабочие городки на трассе. Рельсовый путь проложен на протяжении 39,5 км (вместо 50 км), не хватило рельсов, и рабочее движение поездов до реки Кица так и не было открыто. Была проложена постоянная линия связи до р. Кица, и временная до 120 км на лесозаготовительный пункт. В районе 45 км обустроены штаб и городок 1-го отделения стройки. На ст. Титан построен жилой городок из 25 сборно-щитовых бараков и 27 деревянных домов, магазин, столовая, амбулатория, аптека, почта, производственные здания.

     По Восточному плечу (пос. Гремиха) строились городки, прокладывалась автодорога и линия связи - готовились к приему рабсилы. Кроме того, строительство вело лесозаготовки. Лес шел и на собственные нужды и на шпалы ж/д. Специалисты построили лесопильный цех, где работали 2 лесопилорамы и две шпалорезки.

     Материально-техническое обеспечение катастрофически отставало от потребностей стройки, а механизация была минимальная. Все работы в основном велись вручную, главным транспортным средством были лошади - 79 грузовых автомобилей не могли обеспечить все потребности в транспорте.

     Несмотря на все трудности, в 1953 году быт был, в основном, налажен, строительство разворачивалось всерьез и надолго. Но смерть Сталина дала толчок началу перемен - 18 марта 1953 года МВД было освобождено от «несвойственной ему производственной деятельности».

     Главное Управление лагерей ж/д строительства было реорганизовано в Главное Управление ж/д строительства и передано в Министерство путей сообщения. Постановлением Совмина СССР от 28 марта 53г. исправительно-трудовые лагеря и колонии, входящие в архипелаг ГУЛАГ, переданы из МВД в Министерство юстиции. Вскоре ему же были переданы и лагеря, входящие в состав производственных, в т.ч. и Управление ИТЛ строительства № 509. Таким образом, строительство потеряло дешевую рабочую силу, т.к. Министерство юстиции потребовало от промпредприятий заключения договоров на использование труда заключенных и не бесплатно.

     В таких условиях продолжение строительства становилось слишком дорогостоящим мероприятием. Было принято решение о консервировании целого ряда подобных строительств, в т.ч. и строительства № 509. Лагерь был передан в состав Белоречлага, расположенного на ст. Апатиты. Большая часть военно-строительных батальонов была переведена в Печенгу, в распоряжение строительства № 511, личный состав Управления строительством - на стройку железной дороги Улан-Батор - монголо-китайская граница. Жилой поселок и сооружения на ст. Титан достались Кировской железной дороге. Так закончилась история стройки № 509. Пожалуй, единственным практически пригодным к использованию достоянием этой стройки стала ветка от Титана до Ревды, которая используется Ловозерским ГОКом (ныне ОАО «Севредмет») для грузовых перевозок.

     Рельсовый путь, частично проложенный от существующей ж/д ветки на Ревду, — разобран, и еще сейчас можно обнаружить разбросанные на откосах насыпи рельсы. Сохранились недовершенные опоры — «быки» ж/д моста через реку Кица. Из поселков, существовавших на трассе во время строительства, с дороги можно увидеть развалины бараков на 100 км.

     Лес потихоньку заполняет вырубки 50-х годов. Дорогу, которую успели проложить заключенные, в настоящее время используют геологи, лесозаготовители, браконьеры и др. В летнее время на машине типа «ГАЗ- 66» можно спокойно доехать почти до Чурозера. В связи с этим район Панских тундр, верховьев Цаги можно считать "обжитым" и здесь на фоне девственной природы, как бельмо на глазу, видны следы многосторонней деятельности человека. К такой деятельности можно отнести многочисленные тупиковые дороги, отходящие от основной, вырубки сосновых участков северной тайги, брошенное буровое оборудование, тракторы и т.п.

По материалам Хибинского общества «Мемориал» (Апатиты) и Вадима Лихачева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments