af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Петр Николаевич Нестеров

Девяносто два года с момента первого воздушного тарана...

        Когда говорят о петле Нестерова, мы представляем себе маленький допотопный аэроплан, и сидящего в открытой всем ветрам кабине усатого человека, бросившего вызов воздушному океану. Но кто он был – Петр Николаевич Нестеров? Первый российский ас? Испытатель? Лихой воздушный вояка?

        Самое удивительное и печальное – то, что Нестерову удалось полетать всего два года. Но как же важно для авиации было то, что сделал этот молодой еще человек, которому к началу его летной карьеры едва исполнилось 25 лет.

        Петр Николаевич Нестеров родился 15 (27) февраля 1887 г. в Нижнем Новгороде, а свой первый самостоятельный вылет на самолете осуществил 12 сентября того же, 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а еще через неделю - на звание военного летчика.

        В составе авиационного отряда П.Н. Нестеров был переведен из Петербурга в Варшаву, где в ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "ньюпорах" и зарекомендовал себя как летчик-экспериментатор. Так, во время одного из полетов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем "привел товарищей в трепет".

        Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. М. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном большее 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления - руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.

        Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 января 1913 г. избежать гибели, когда во время очередного полета загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился.

        Талант летчика и военного специалиста П.Н. Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами.

        В то время мир будоражили рекорды длительных перелетов. У летчика созрела мысль совершить такой перелет в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелет был осуществлен 10-11 августа 1913 года в составе трех самолетов по маршруту Киев -Остер- Козелец- Нежин- Киев. Он был расценен как новое слово в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал еще один нижегородец - выпускник Кадетского корпуса В.М. Ткачев. Дальние перелеты были осуществлены Нестеровым впоследствии еще два раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

        Летчик не мог останавливаться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Петр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мертвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолета, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 августа 1913 г. нестеровский "ньюпор" вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800-1000 метров, летчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолет, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.

        Подвиг П.Н.Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мертвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полеты - это школа летчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 марта 1914 г. повторил "мертвую петлю".

        П.Н.Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, был произведен в штабс-капитаны, назначен начальником авиационного отряда. Рекорды продолжались. В военных маневрах в сентябре 1913 года П.Н.Нестеров осуществил первую в мире атаку самолета противника. Он практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолетов. Но в июне 1914 г. началась война.

        Отчетливо понимая характер войны, П.Н.Нестеров тем не менее как офицер должен был исполнить свой воинский долг перед Родиной. Кроме всего прочего, перед ним открывались возможности в боевых условиях проверить давно вынашиваемые идеи. Практика войны подтвердила правильность многих их них. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собъет аэроплан Нестерова.

        Летательные аппараты в ту пору вооружения не имели. "Вороны, а не ястребы!" - так отзывался о российских боевых самолетах автор "мертвой петли". На едкие замечания Нестерова чиновники от авиации отвечали: "По штату авиационным отрядам пулеметы не положены!" Но летчик не сдавался. Он приладил к хвосту своего самолета большой нож, чтобы распарывать крылья неприятельских летательных аппаратов или оболочки дирижаблей. На длинный трос цеплял "кошку", надеясь, что умелым маневром удастся разбить винт вражеской машины.

        Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия пулемета, он усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот прием на практике. 26 августа (8 сентября) 1914 года прославленный ас в последний раз смело поднял против неприятеля свой "моран". Маленький моноплан Нестерова выследил и настиг более мощный по величине и по скорости "альбатрос" врага. Свидетель тарана писал: "Нестеров зашел сзади, догнал врага и, как сокол бьет неуклюжую цаплю, так и он ударил противника". Громоздкий "альбатрос" продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. Не спасся и П.Н.Нестеров.

        Его похоронили в Киеве.


Были использованы материалы http://www.peoples.ru/military/aviation/nesterov/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments