af1461 (af1461) wrote,
af1461

Новый путь к Рдейскому монастырю

Когда в Рдейском болоте много воды, для пешехода путь к развалинам Рдейского монастыря по старой монастырской дороге превращается в нетривиальную задачу. Перед нашей крайней поездкой туда геокешер под ником Grey посоветовал альтернативный вариант – по рыбацкой тропе вдоль берега Редьи. Путь этот, хоть и длиннее на пару километров, но оказался намного легче передвижения по сильно заболоченным остаткам монастырской дороги, и может быть порекомендован всем, кто хочет посетить монастырь. Данное описание было составлено по результатам похода 7-8 октября 2006 г.

Первые четыре километра (до входа в болото) полностью совпадают с традиционным маршрутом:

Точка 001 (N57’19.438 E31’02.357) – начало пути. Здесь на окраине деревни Наволок от шоссе Старая Русса – Холм ответвляется полевая дорога, ведущая практически ровно на юг. По ней и надо идти.
     В точке 002 (N57’19.037 E31’02.186), после мостика-трубы через канаву, чтобы срезать путь, надо повернуть направо, на менее наезженную дорогу. Но повернуть надо не резко на запад, вдоль канавы, а под острым углом – вперед и направо.
     004 (N57’18.598 E31’01.205) – еще одна труба, уже через средних размеров ручей. В этом месте Вы выходите на хорошо набитую дорогу, ведущую из Каменки к болоту. Когда-то здесь проходил монастырский тракт…
     WTR (N57’18.461 E31’00.899) – начало трудного участка пути. Войдя в лес, дорога пересекает заболоченное место. В этой точке надо одеть сапоги и вырубить себе слеги – непременный атрибут перемещения по болотам.
     VHOD (N57’18.152 E30’59.823) – начало болота. Здесь когда-то стояла небольшая деревня Боровая, сейчас же – просто поляна. К одной из берез какой-то шутник прибил очень символический в данной ситуации знак «конец всех ограничений». Это очень важная точка, к ней Вы будете идти на обратном пути от монастыря.

Оглядев раскинувшуюся впереди безрадостную картину торфяных болот, подумайте еще раз, перекреститесь, и смело идите дальше. Прямо от Боровой идет старая монастырская дорога – кратчайший, но не самый легкий путь к развалинам. Расстояние по ней – 6,8 км. Ее линию несложно узнать по огромному количеству следов от проехавших вездеходов и каракатов. Когда воды много, даже пересечение монастырской дороги представляет непростую задачу. Нам же следует покинуть ее, войти в заросли угнетенной низкорослой сосны справа по ходу (севернее монастырской дороги), найти там одну из параллельных троп, проложенных часто по вездеходным колеям, и идти вдоль дороги по направлению к монастырю, постепенно отклоняясь немного севернее – к Редье.

005 (N57’18.084 E30’57.698) – просто точка на тропе. Здесь она входит в более густой лес, в стороны ответвляются боковые тропки. Держим общее направление – на ВСВ.
     PER1 (N57’18.128 E30’57.290) – первая переправа через Редью. Представляет собой ствол дерева, упавший поперек русла. Таких стволов там много, даже если этот сгниет или будет унесен паводком – все равно в пределах 50 м. выше или ниже удастся перейти. На противоположном, левом берегу Редьи, выходим на хорошо набитую тропу, по которой движемся снова на запад – вверх по течению.
     VID (N57’17.952 E30’56.311) – очень красивое место. Редья здесь течет в настоящем тоннеле из сомкнувшихся крон деревьев.
     006 (N57’17.783 E30’55.424) – развилка. Тропа направо уходит на север к небольшому озеру Кривое. Прямая же тропа ныряет в завал, образовавшийся после недавнего пожара. Несмотря на устрашающий вид завала, идти надо именно прямо – тропа, перейдя узкую, но глубокую канаву, обходит поваленные деревья и идет далее вдоль берега Редьи.
     007 (N57’17.603 E30’54.406) – еще одна развилка. Здесь надо покинуть тропу, ведущую на северо-восточный берег озера, и по старой вездеходной колее повернуть налево и даже немного назад – на юг, к реке.
     PER2 (N57’17.581 E30’54.479) – вторая переправа. Несколько плохо закрепленных бревен. Глубина реки под ними – около двух метров, так что возможно придется вырубить на месте несколько длинных слег для дополнительной опоры при переходе. Дальше по тропе и вездеходным следам вдоль берега Рдейского озера надо идти в направлении на монастырь.
     008 (N57’17.080 E30’54.026) – новая встреча со старой монастырской дорогой. Здесь начинается самая неприятная часть пути – сухая прежде аллея на подступах к монастырю благодаря деятельности бобров оказалась затопленной. Здесь следует держаться старой дороги, но при этом идти вдоль нее – там мельче и как правило менее вязко.

MON (N57’16.960 E30’53.404) – развалины собора Рдейского монастыря. Цель путешествия. Монастырь стоит на большом сухом острове, с трех сторон граничащим с Рдейским озером, а с четвертой – с болотом.
     BSD (N57’16.935 E30’53.224) – беседка на берегу озера, недалеко от собора. Хорошее место для стоянки.

011 (N57’16.876 E30’54.387) – полезная точка, рыбацкий балок на берегу озера. Здесь бывают люди.

Список точек лежит тут, а запись трека - тут.