af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Новогодние праздники 2007. Часть 4 - Степногорские ЭР22

     Кто ездил на подмосковных электричках в 70-80-е годы, помнит необычные вагоны электричек – с тремя дверьми, тамбуром в центре вагона, и глубокими мягкими лавками-диванами. Они почти 30 лет ходили на Рижском, Курском и Белорусском направлениях, перевезя за это время в теплых уютных салонах многие миллионы пассажиров. Это были электросекции ЭР22, построенные Рижским вагоностроительным заводом в 1964-68 гг.
     Начиная с середины 80-х, этих электричек становилось все меньше: не очень удачное техническое решение, объединение моторного и головного вагона в один, привело к его утяжелению, и повлекло за собой ускоренный износ колесных пар, а значит – более частый ремонт. Да и вагоны были уже достаточно старые – два с лишним десятилетия использования в московском пригородном графике не прошли даром. Постепенно они заменялись привычными нам электропоездами ЭР2 всех индексов. Последние ЭР22 были порезаны на глазах автора летом 1995 году в тупиках около депо Перерва. Несколько позже были списаны и последние такие электрички в Минеральных Водах. Казалось, время этих удивительных поездов окончилось навсегда.

     Но оказалось, что 6 составов ЭР22 было передано в 1990 году из депо Нахабино в далекий Казахстан, на электрифицированную линию в закрытом городе Степногорск. Там они заменили совсем старые ЭР1 и ЭР2 на внутригородской линии, перевозя пассажиров из Степногорска на окрестные заводы.

     Эта линия по-своему уникальна, как и сам Степногорск. Город был основан в 1964 году в малонаселенном степном районе Северного Казахстана. Он обеспечивал военное производство – завод по обогащению урана (Целинный горнохимический комбинат), а также фабрику биологического оружия. Естественно, город с самого начала был закрытым и засекреченным, и носил в разное время названия Целиноград-25 и Макинск-2. На всех советских картах на его месте была простая степь с парой небольших речек. В лучшие времена здесь жили 65 000 человек, сейчас – около 50 тысяч.

     По соображениям безопасности заводы построены на некотором отдалении от города, и для перевозки многочисленных рабочих потребовался надежный всепогодный транспорт. Была сооружена пассажирская линия длиной 24,6 км, по которой запущены почти забытые ныне электропоезда Ср3 (с дверями, открываемые самим пассажиром). Потом их сменили ЭР1 и ЭР2, а затем и доставленные из Москвы ветераны – ЭР22.

     Сейчас пассажирская линия соединяет Степногорск и поселок Заводской, проходя мимо подшипникового завода, ТЭЦ, химического завода и горнохимического комбината (КазСабтон), являясь частью 135-километровой системы промышленных путей Степногорской железной дороги (Степногорск темир жолы). Вдоль линии недалеко от города образовались и дачные участки, так что старые ЭР-22 по выходным дням занимаются привычным делом – возят дачников. На ходу осталось 4 укороченных состава, остальные вагоны стоят в депо и служат источником запчастей. Ежедневно по линии курсируют 13 пар поездов, еще несколько может назначаться в летнее время при увеличении пассажиропотока.
     Вдоль железной дороги тянется сначала степь и дачные участки, жмущиеся к небольшим речкам, а затем, после путепровода и станции Промышленная, начинаются индустриальные пейзажи. Местами картины за окном очень напоминают виденные когда-то в художественных фильмах о первых пятилетках – высокие непонятные конструкции, пыльные дороги, горы угля…


ЭР22 на станции Степногорск.


Платформа Заводская, конечный пункт линии.


На линии.


Станция Степногорск.


Станция Степногорск.


"Казатомпром" - владелец Степногорской железной дороги.


Северная горловина ст.Степногорск. Вид в сторону Заводской.


Соединение секций (вагон №4 отсутсвует во всех четырех рабочих составах).


Четыре оставшихся в работе состава ЭР22 отстаиваются на ст.Степногорск.


Табличка на вагоне.


Вокзал в Степногорске.


Вокзал в Степногорске.


Средний тамбур.


Салон ЭР22 претерпел некоторые изменения, исчезли знаменитые мягкие кожаные "диваны".


Кабина машиниста - невероятно тесная по современным меркам.


Платформа в степи.


Вперед, к Заводской!


Станция Промышленная.


Начиная с 10-го километра, вокруг линии - сплошная промзона.


Платформа под боком ТЭЦ.


Электродепо Степногорской железной дороги.


Тупик за платформой Заводская. Конечная точка линии.


Платформа Электродепо.


Черный снег около одного из заводов.


Подъем к путепроводу над линией Ерментау-Айсары.


Внизу линия Ерментау-Айсары. Вдали видны входные сигналы станции Аксу.


Железнодорожная романтика )
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →