af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Тенерифе. 30 лет назад...

     Ровно 30 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лас-Родеос на острове Тенерифе (Канарские острова, Испания) произошла самая страшная катастрофа в истории авиации. В результате столкновения двух Boeing-747 погибло 583 человека.

     Цепочка роковых совпадений началась с того, что утром того дня в терминале аэропорта Лас-Пальмас террористы из "Движения за независимость и автономию Канарских островов" взорвали небольшую бомбу. При этом никто не погиб, ущерб был сравнительно невелик, но аэропрорт был закрыт несколько часов. Все рейсы, направлявшиеся в Лас-Пальмас, были направлены в аэропорт Лас-Родеос, на соседнем острове Тенерифе. В их числе оказались рейс 4805 а/к KLM следующий из Амстердама, и рейс 1736 а/к Pan American, следующий из Лос-Анджелеса через Нью-Йорк.
     Сравнительно небольшой аэродром Лас-Родеоса, не рассчитанный на такой поток, оказался переполненным самолетами. Они размещались не только на стоянках, но и в очередях на рулежных дорожках. Некоторые экипажи совершили перед этим многочасовой перелет, и вынужденная задержка в "тесноте" им совсем не нравилась.
     Особенностью погоды Лас-Родеоса является густой туман, быстро заполянющий горную долину, в которой расположен аэропорт, и также быстро рассеивающийся. К моменту, когда аэропорт Лас-Пальмаса открылся, летное поле Лас-Родеоса оказалось в тумане с горизонтальной видимостью около 300 м. А тут еще капитан самолета KLM Якоб Ван Зантен решил заправиться на обратный полет в Амстердам в Лас-Родеосе, пользуясь непредвиденной заджержкой. А поскольку их Боинг стоял первым в очереди на вылет, это внесло дополнительную сумятицу и нервотрепку.

     Наконец, голландский самолет получил разрешения на руление в конец полосы и разворот для занятия исполнительного старта. Следом диспетчер отправил американский Боинг, дав указание свернуть с полосы по РД С3. Но в тумане американцы пропустили нужный указатель, и внимательно ища указатели на "обочине" полосы, медленно поехали до следующей РД - C4.
     В это время Боинг KLM уже развернулся в кармане на торце ВПП 30, и заканчивал предвзлетную подготовку. В 17:05:53 башня сообщила: "KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и поддерживайте эшелон 90. После взлёта поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас". Не дослушав эту команду до конца и сочтя, что диспетчер разрешил ему взлёт, капитан KLM установил взлетный режим двигателям и начал разбег, а второй пилот сообщил об этом башне. Диспетчер, однако, не понял, означает ответ KLM подтверждение того, что этот борт продолжает ожидать разрешения на взлёт, или что они начинают взлёт.
     Диспетчер приказал голландцам ожидать на полосе. Второй пилот Pan American в это время доложил, что они всё ещё следуют по ВПП. Два эти сообщения наложились друг на друга и остались не услышанными экипажем KLM. По-видимому, экипаж Pan American, как и диспетчер, считал, что KLM продолжает стоять в начале полосы, тогда как на самом деле KLM уже начал разгон навстречу фатальному столкновению. Бортинженер KLM переспросил капитана, ушел ли американский Boeing с полосы, тот раздраженно ответил что да. Через 14 секунд произошло столкновение.
     Капитан Граббс, командир самолета Pan American, обнаружил приближающиеся огни самолета KLM за 700 метров до него. Он немедленно дал "полный газ" и попытался уйти влево с взлётно-посадочной полосы. По расчётам следственной комиссии, для завершения этого манёвра ему не хватило всего 10 секунд.
     Капитан KLM, разглядев пытающийся съехать с ВПП Боинг, резко потянул штурвал на себя и, осуществив "подрыв", попытался оторвать машину от земли. В результате этого хвостовая пята самолета 20 метров волочилась по земле. Им удалось взлететь, но высота была недостаточной, и самолет KLM стойками шасси в буквальном смысле слова вскрыл фюзеляж Боинга Pan American как консервную банка, образовав гигантскую дыру.

     Весь салон первого класса, располагавшийся на втором "этаже" Боинга Pan American, разрушился, хвостовая часть отломилась. Нос самолета воткнулся в землю, и оставшиеся в живых просто спрыгивали вниз на траву. С его левого борта все еще работали двигатели, полыхало пламя и происходили взрывы.
При ударе основные стойки шасси борта KLM были срезаны, воздушное судно упало обратно на ВПП примерно на расстоянии 150 метров от места столкновения. Его пронесло ещё 300 метров, после чего он завалился вправо, повернувшись по часовой стрелке на 90 градусов. На месте крушения немедленно вспыхнуло сильное пламя - ведь самолет был заправлен на обратный перелет в Голландию...
     Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся в Боинге компании KLM, погибли. 326 человек и 9 членов экипажа Боинга Pan American, погибли при ударе или сгорели заживо, 69 человек успели спастись из его пылающих обломков, в том числе, капитан, второй пилот и бортинженер.

     Авиакатастрофа вызывается как правило не одной какой-то причиной, а комплексом нескольких причин, каждая из которых в отдельности может быть и не привела бы к трагедии. Основными причинам катастрофы в Лас-Родеосе называются нарушение фразеологии радиобмена (использования нестандартных фраз) и его техники (одновременный выход в эфир) экипажами обоих самолетов и диспетчером, невнимательность капитана голландского Боинга. Косвенно катастрофе способствовали: проезд Боингом Pan American заданной РД, события в Лас-Пальмасе и последовавшая "толкучка" в Лас-Родеосе, отсуствие в Лас-Родеосе обзорного радиолокатора, показывающего обстановку на летном поле, а также банальный туман, не будь которого, командир самолета KLM прекрасно бы видел что полоса перед ним занята другим самолетом...

Были использованы материалы статьи на Википедии и http://www.aviation-safety.net
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments