af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

AeroPeru flight 603

     Современный пассажирский самолет - сложнейшее устройство. Все важные системы и элементы в нем дублированы, зачастую многократно. Отказ какого-то одного устройства в большинстве случаев не может привести к катастрофе. Но тем неожиданнее и необычнее бывают причины некоторых авиапроисшествий.
     Темной ночью 2 октября 1996 года кусок клейкой ленты длиной около 30 сантиметров стал причиной катастрофы совсем еще не старого Boeing 757-200, выполнявшего рейс №603 авиакампании "AeroPeru" из Лимы в Сантьяго, и привел к гибели всех находившихся на борту - 70 пассажиров и членов экипажа.

     Перед вылетом самолет проходил техническое обслуживание, в ходе которого планировалось его мойка. Для этого все отверстия закрывают заглушками или заклеивают лентой, а сам самолет обливают из шланга моющим составом. После окончания процедуры заглушки и ленты обязательно снимаются, но в этот раз одну из них просто забыли отклеить. Это была лента, закрывавшая отверстия приемников статического давления, причем одновременно обоих. При обходе самолета перед рейсом экипаж не заметил заклееные отверстия (лента была серебристой, почти под цвет окраски фюзеляжа), или же просто не посмотрел на них - этого уже никто не узнает.
     Приемники воздушного давления - часть системы, определяющей высоту и скорость полета. Давление воздуха с высотой понижается, а с ростом скорости увеличивается скоростной напор воздуха. Упрощенно говоря, статическое давление дает высоту, а полное (воздушный напор) за вычетом статического - скорость. Заклеенные же отверстия сохраняли внутри практически постоянное давление - уровня аэропорта.
     По роковой случайности рейс 603 выполнялся ночью. Кто знает, если бы дело происходило днем, если бы пилоты могли видеть горизонт и землю, возможно все окончилось бы далеко не так трагически. Но судьба решила иначе - в 00.46 самолет оторвался от полосы аэропорта Лимы.

     Довольно быстро экипаж обнаружил что приборы вместо скорости и высоты показывают какие-то совершенно нереальные данные. Пока разбирались с возможным отказом компьютера и прочими вариантами, самолет удалялся от огней Лимы в Тихий океан. После тщетных попыток починить приборы, капитан обратился к диспетчеру с просьбой передавать ему по радио высоту и скорость самолета. Но и он, и диспетчер, забыли об одном существенном факте - диспетчерский локатор дает лишь точку на экране, положение самолета. Его же высота и скорость передается с борта транспондером.
     Как бы то ни было, им удалось продержаться в воздухе полчаса. Экипаж вел самолет "вслепую", по неверной информации диспетчера, авиагоризонтам и собственным ощущениям. В кабине звенело одновременно несколько аварийных предупреждений. Приборы КВС показывали превышение скорости, у второго пилота - наоборот, скорость близкую к скорости сваливания (даже аппарат тряски штурвалов включался). В этой кутерьме на срабатывание системы предупреждения об опасном сближении с землей (работа которой к ПВД никакого отношения не имеет), просто не обратили внимание - любой сигнализации, связаной с высотой и скоростью, веры уже не было.
     В 01.16 самолет на скорости 480 км/час зацепил левым крылом и двигателем волны Тихого океана, перевернулся и разрушился. Все находившиеся на его борту погибли. Прибор на панели перед КВС в момент катастрофы показывал высоту 2900 м и скорость 830 км/час...

UPD: документальный фильм об этой катастрофе. Настоятельно рекомендую к просмотру.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments