af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Печальная история Ан-10

     Стремительный рост спроса на пассажирские авиаперевозки в начале 50-х годов привел к созданию целого ряда принципиально новых машин. Одной из них был Ан-10 "Украина" - первый отечественный широкофюзеляжный лайнер.



     Он создавался для перевозки большого количества пассажиров на сравнительно короткие расстояния, в основном из Центральной России на юг. В то время аэродромы ряда южных городов имели грунтовые или в лучшем случае металические ВПП и не могли принимать скоростной Ту-104. Дальнемагистральный же Ил-18 был на таких линиях неэффективен. Требовался самолет, способный эксплуатироваться на грунтовых полосах и перевозить при этом как можно больше пассажиров, почты и груза. Параллельно ставилась задача унифицировать пассажирский и грузовой вариант машины с целью удешевления их эксплуатации.
     Так родились Ан-10 и Ан-12. Грузовому Ан-12 была суждена долгая жизнь, эти самолеты продлжают летать до сих пор, перевозя например гумманитарные груз в Африке - в таких условиях лучшей альтернативы им так и не нашли. Судьба же Ан-10 была печальной. Между полетом первого опытного образца и снятием всего парка с линий "Аэрофлота" прошло чуть более 15 лет.

     Ан-10 изначально был рассчитан на перевозку 85 пассажиров на линиях протяженностью до 2000 км с скоростью 650 км/час. Запас прочности, заложенный в их конструкцию, позволил впоследствии без больших переделок создать на 100- и 132-местные модификации.
     В эксплуатации Ан-10 был очень надежен, а расход топлива и себестоимость перевозок были практически самыми низкими в своем классе самолетов, даже с учетом зарубежных образцов. Ан-10 был одним из немногих типов ВС, эксплуатация которого приносила "Аэрофлоту" существенную прибыль.
     Первый "тревожный звонок" прозвенел 31 марта 1971 г., когда под Ворошиловградом (ныне Луганск) разбился борт СССР-11145. Причину катастрофы так и не нашли, все списали на взрыв паров топлива в крыльевых баках. Весь парк Ан-10 спокойно летал еще 13 месяцев.

     Днем 18 мая 1972 г, ровно 35 лет назад, из аэропорта Внуково готовился вылететь Ан-10А СССР-11215 Харьковского ОАО рейсом Москва-Харьков. В процессе разбега возникла сильнейшая вибрация, экипаж прекратил взлет и зарулил обратно на стоянку для исправления неисправности. Рейс был задержан на несколько часов, что помогло еще нескольким пассажирам взять на него билеты. Среди этих пассажиров был очень известный в те времена пародист Виктор Чистяков, летевший в Харьков на гастроли.
     После ремонта, все 114 пассажиров и 8 членов экипажа снова заняли свои места, и Ан-10 оторвался от бетонки аэропорта Внуково. Первый час полета проходил относительно спокойно, но в районе Белгорода КВС сообщил о появлении сильной вибрации и попросил подготовить маршрут для захода в Харьков с прямой. Незадолго до Харькова вибрация стала настолько интенсивной, что экипаж принял решение выключить два из четырех двигателей. Во время этой операции конструкция самолета вошла в резонанс, силовая панель в центроплане разрушилась по усталостным трещинам, полукрылья с двигателями отделились, и самолет рухнул на землю в районе села Русская Лозовая, не долетев до аэродрома около 15 км.
     Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, обнаружила практически у всего парка Ан-10 усталостные трещины в силовых элементах центроплана, не обнаружимые из-за слоя герметика при обычных осмотрах. Эксплуатация всех Ан-10 в "Аэрофлоте" была прекращена, они никогда больше не перевозили пассажиров.
     Примечательно что на Ан-12, из-за специфики его службы стояли усиленные панели. На пассажирский же вариант предпочли поставить стандартные. Обнаруживаемые и ранее трещины на Ан-10 не насторожили конструкторское бюро, и оно не настояло на исправлении опасного недостатка...

Фотография из статьи В.Заярина и А.Совенко. Примечательно что на ней Ан-10 заснят во время успешного эксперимента по полету с выключенными 3 двигателями из 4. Самолет этот был настолько "летуч", что перед посадкой два двигателя полагалось просто выключать чтобы посадить его на землю...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →