af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Первый рейс "Ласточки" Москва-Иваново

13 марта 2018 г. в первый рейс отправился поезд "Ласточка" по маршруту Москва-Иваново.



Событие это примечательно тем, что впервые такой состав был запущен по маршруту, часть которого проходит по неэлектрифицированной железнодорожной линии. Для того чтобы запустить этот маршрут пришлось решить несколько задач, которые ранее на наших железных дорогах не решались - в частности обеспечить питание собственных нужд (освещение, отопление, цепи управления и пр.) электропоезда "Ласточка" от ведущего его тепловоза. Также были существенно подняты разрешенные скорости на тихой второстепенной линии Новки-Иваново. В результате удалось добиться весьма достойного времени в пути: 3 часа и 41 минута. Это примерно на 3 часа быстрее автобуса или ночного поезда, идущего через Александров и на 1,5-2 часа быстрее "бешеного" маршрутного такси. Для жителей Иваново, пассажирские перевозки из которого автобусами на Москву больше чем из большинства других областных центров (автобусы и маршрутки иногда идут с интервалом 20-30 минут), такое время в пути казалось чем-то невероятным: пробки на М7 известны , наверное, всем.

Поезда отправляются из Москвы ежедневно (кроме отдельных дат раз в три недели по вторникам и средам, когда составы отправляются на плановое техническое обслуживание). Отправление из Москвы в 07:07 и 20:07, из Иваново в 06:24 и 19:04. Промежуточные остановки - Владимир и Шуя.

В ходу два состава ЭС2Гп. Это поезда постоянного тока. В связи с тем что на станции Владимир меняется род тока (в сторону Москвы - постоянный, в сторону Нижнего Новгорода - переменный), "Ласточка" может ехать своим ходом не далее Владимира, хотя если бы эта "Ласточка" была двухсистемной, прицепку локомотива можно было бы перенести в Новки и уменьшить время хода еще на 5-10 минут за счет более высокой (160 км/час вместо 140 км/час) скорости на участке Владимир-Новки. На станции Владимир при следовании от Москвы к составу прицепляют тепловоз ТЭП70БС, специально оборудованный системой электропитания состава по двухпроводной схеме (а на обратном пути его здесь же, соответственно, отцепляют). Стоянка во Владимире составляет 20 минут.

Новый маршрут поставил сразу два своеобразных рекорда на отечественных железных дорогах:
1. Это самый быстрый маршрут, перевозящий пассажиров тепловозной тягой на железных дорогах России: на участке Владимир-Новки состав развивает скорость 140 км/час. Ранее, насколько мне известно, быстрее 120 км/час не ездили (служебные автомотрисы не в счет, это не пассажирские перевозки).
2. Это первый случай реализации схемы полного питания собственных нужд состава от тепловоза.

Ну и попутно - спустя лет 15 после продления поездов Иваново-Новки до Коврова на линии Новки-1 - Новки-2 возобновлено пассажирское сообщение: много лет пассажирские и пригородные поезда ходили только по линии Новки-2 - 243 км и далее в сторону Коврова.


На Курском вокзале первый рейс готовится провожать оркестр РЖД.


И большое число журналистов.


Вагон эконом-класса. Немного напоминает МЦК, но кресел больше: перевозка стоячих пассажиров не предусмотрена. Также есть улучшенный эконом (отличается только креслами) и несколько мест бизнес-класса в отдельном отсеке вагона №5.


Описывать путь Москва-Владимир нет смысла - его многие проезжали десятки раз. Так что переходим к самому интересному: после остановки персонал начинает готовить состав к прицепке тепловоза. На снимке виден только что установленный переходник с автосцепки Шарфенберга на нашу СА-3. Такие переходники возят с собой "Сапсаны" и "Ласточки" на случай поломки и необходимости вытянуть состав с перегона вспомогательным локомотивом (за все время существования высокоскоростного движения такие случаи можно пересчитать по пальцам и вроде даже одной руки). Переходник может быть установлен силами одного человека - его вес специально был на это рассчитан.


Сама прицепка ничем не отличается от обычной прицепки локомотива к составу.


Готово!


Так выглядит сама сцепка. Электропитание подается по двум кабелям. Стандартный вывод электроотопления (3000 В) не используется.


Другой ракурс на сцепку.


Перед отправлением со станции Владимир.


Последние проверки.


А это уже Шуя - потрясающее сочетание старого и нового, красивого дореволюционного вокзала и "Ласточки".


Иваново. Торжественная встреча.


Журналисты...


Тепловоз ТЭП70БС-316.


Конструктивистский вокзал.


На соседнем пути прикорнул дизель-поезд начальника Северной железной дороги. Только не верьте своим глазам - зачем-то его из ДР1А переименовали в Д1, хотя почти ничего общего с Д1 он не имеет.


Еще раз любуемся необычным видом.


И идем в вокзал.


А там "Ласточка" уже вставлена в расписание. Кто мог предположить такое сочетание хотя бы полгода назад?


Видами вокзала Иваново можно наслаждаться часами. Очень надеюсь что при грядущей реконструкции удастся сохранить эту красоту, а не обшить все сайдингом как, увы, это часто у нас случается.


Это просто прекрасно!


Тем временем тепловоз обогнался, через несколько часов "Ласточка" отправится в обратный путь.

В дополнение хотелось бы привести наблюдения скоростей в этом первом рейсе ивановской ласточки на участке с тепловозной тягой. Скорости записывались с табло в салоне "Ласточки". Да, старая линия Новки-Иваново таких скоростей ещё не знала!

Владимир - Новки-1: в основном 140
ст.Новки-1: 40
Новки-1 - Новки-2: 60
ст.Новки-2: 40
Новки-2 - Большаково: 110
ст.Большаково: 100
Большаково - Савино: 120
ст.Савино: 110
Савино - Шорыгино: 110
ст.Шорыгино: 110
Шорыгино - Ладыгино: 120
ст.Ладыгино: 110
Ладыгино - Шуя: максимум 100, но большую часть 90
ст.Шуя: горловины 60
Шуя - Ворожино: 110
ст.Ворожино: 100
Ворожино - Кохма: 110
ст.Кохма: 110 четная горловина/ 120 нечетная
Кохма - Горино: максимум 120, но большую часть 100
ст.Горино 100: четная горловина / 60 нечетная
Горино - ИвановоСорт: максимум 60, но большую часть 40
ст.Иваново-Сорт: горловины 40, станция 60
Иваново-Сорт - Иваново: 40

Несколько омрачает радость события то, что сделали с расписанием электричек Горьковского направления. Отмен особых нет, но расписание изменилось так, что электрички стали больше "кучковаться" в идущие друг за другом серии с увеличением промежутков между этими сериями (в такие промежутки как раз и пропускается скоростной поезд). По сути повторяется то же самое, что и при запуске "Сапсанов" Москва - Санкт-Петербург: если бы нитки графика новых поездов были запроектированы с самого момента ввода нового расписания в декабре (как это было сделано с "Сапсаном" Санкт-Петербург - Нижний Новгород, запущенным с 1 марта), то многих подобных неудобств можно было бы избежать. Вставка же новых скоростных ниток в действующий график всегда болезненна и чувствительна для пригородных пассажиров.

Я очень надеюсь что новый поезд, хотя и запущенный с использованием столь нестандартных техническим приемов, найдёт своего пассажира. А когда появится специальный состав для такого маршрута - можно будет поставить на линию его. Ведь еще одна область теперь связана с Москвой быстрым и удобным скоростным железнодорожным сообщением.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →