af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Дороги Кубани

     Современный Краснодарский край находится на одном из первых мест в России по качеству дорог. Сплошная сеть ухоженных асфальтовых шоссе покрывает практически всю степную его часть. Но так было далеко не всегда )
     Привожу отрывок из книги В.Д.Попки "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту", изданной в 1858 г.

     Почтовые дороги так же пустынны, как и станции. Они не обозначены ни рвом, ни деревцом. В темную осеннюю ночь или в зимнюю метель вся надежда на редкие поверстные столбы и еще более на чуткость и памятливость степной тройки. Основательный страх остается тогда скорее всего за переезды через мосты, которых насчитывается на почтовых, чумацких и проселочных дорогах до 170. Из них три только каменные, а все остальные деревянные, по безлесью сколоченные кое-как. В них часто усматриваются ненужные отверстия, а перила их обыкновенно расходуются чумаками для варенья каши с салом в мокрую погоду, когда подручное топливо, бурьян и камыш, не хочет гореть. Той же участи подвергаются и дощечки, прибиваемые к поверстным столбам для показания числа верст.

     Но что неудобства на мостах и переездах действительно существуют, так это ясно видно из самих наименований некоторых урочищ сухопутных сообщений. Например, на ростовском чумацком тракте есть балка “Вырвихвост”, каковое название доставил ей следующий случай, рассказываемый старожилами. Некоторые путешественник, следуя через нее по собственной надобности в ненастное время и в тяжело нагруженной кибитке, увяз на самой середине черноземной насыпи, перекинутой через дно балки. Когда усталые кони всеми усилиями грудью вызволить кибитку из грязи не могли, путешественник нашел себя вынужденным прибегнуть к последнему средству: приладить упряжь вместо груди к хвостам лошадей. (Способ и в позднейшее время употребляемый в отчаянных обстоятельствах.) Затем вследствие новых жесточайших понуканий кони рванули так сильно, что хвосты немедленно отделились от остального их организма, и это странное событие увековечило за балкой вышеупомянутое прозвище. Потом существует балка “Малевана”, название которой проистекло из того, что экипажи и лошади путешественников выходят из нее размалеванными краской темного цвета. Наконец, есть еще балка “Загубичебот” – но это в глуши на одной из проселочных дорог.
[стр. 86]
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment