af1461 (af1461) wrote,
af1461
af1461

Сейда-Лабытнанги

     Около шестидесяти лет на Крайнем Севере были основаны два строительных управления НКВД - №501 и №503, задачей которых была постройка железной дороги Чум - Салехард - Надым - Уренгой - Пур - Игарка, для связи богатейшего стратегическими месторождениями Норильского района с Большой землей. В основном силами заключенных через безлюдные пространства тундры и тайги севера Западной Сибири прокладывалась огромная магистраль протяженностью более 2000 км.
     Смерть Сталина поставила крест на строительстве, ГУЛЖДС было расформировано, магистраль в высокой степени готовности была брошена. Восточный участок, между Уренгоем и Игаркой, и сейчас остался почти нетронутым, около р.Таз в тайге можно найти даже депо с паровозами. Западный участок от Надыма до Салехарда долгое время разрушался, пока в середине 90-х годов оставшиеся рельсы не были вывезены в металлолом, а по насыпи пошел зимник. Центральный участок, от Уренгоя (Коротчаево) через Пангоды до Надыма был восстановлен в 80-х годах, когда сюда с юга пришла новая магистраль Тюмень-Сургут-Уренгой.
     Но больше всего повезло самой западной части дороги, 195-килеметровому участку от станции Чум на линии Коноша-Котлас-Воркута до города Лабытнанги, что на берегу Оби напротив Салехарда. Этот участок был сохранен, хотя и стал малодеятельной боковой веткой. Он пересекает горы Полярного Урала, и является самым северным железнодорожным переходом Урала.
     Во второй половине XX века линия постепенно приходила в упадок, скорости падали. Лет 15 назад пассажирский поезд шел эти 195 км. около 10-11 часов. Тогда еще можно было увидеть здесь семафоры, паровозные колонки и иную железнодорожную старину.
     Новая жизнь дороги началась в самом начале 21 века, когда освоение газовых месторождений Ямала потребовало надежных путей сообщения. Была проведена реконструкция пути, инфраструктуры, средств связи. Упразднены и уничтожены все семафоры, но архаичная электрожезловая система по прежнему продолжает здесь использоваться.
     Сейчас скорости выросли, скорый поезд проходит от Сейды до Лабытнанги за 6,5 часов, пассажирский - за 8,5. Но как и десятилетия назад, многие пассажиры прилипают к окнам вагонов, любуясь удивительными пейзажами Полярного Урала...


Новый вокзал ст.Лабытнанги, заменивший старый деревянный "сарай".


На станции дороги, к проходящим поездам на Москву и Воркуту, из тундры иногда приезжают местные жители.


Восточная гряда Полярного Урала. Ст. Харп.


Обская. Снегозащитные щиты.


Обская. Отсюда начинается строящаяся железная дорога на Бованенково и Харасавэй.


Полярная тундра.


Станция Харп-северное сияние.


Станция Харп-северное сияние.


В районе о.п.141 км. линия входит в горы, и долиной Соби поднимается к перевалу.


Ст.Собь. Полярный Урал.


Ст.Собь. Полярный Урал. Необычные облака.


Ст.Собь. Полярный Урал.


о.п.110 км, крупный поселок геологов около перевала.


Перевал, граница Европы и Азии. Станция Полярный Урал.


Суровые горы.


Суровые горы.


Станция Хорота, казармы путейцев.


Зачем зимой здесь такая техника?


Станция Хорота.


Елецкая. Ненцы привезли к поезду на продажу оленьи шкуры, тушки зайцев, меховые изделия.


Елецкая.


Елецкая. Торговля у поезда.


Поезд №953 Лабытнанги-Сейда-Воркута.


Станция Елецкая - самая крупная на линии.


Елецкая. Остановка локомотива.


Елецкая. Два основных вида транспорта в тундре.


Закат над Усть-Воркутой.


Сейда. Главный ход Коноша-Котлас-Воркута.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →